Середа, 24.04.2024, 17:58
Вітаю Вас Гість | RSS

Реферати з ЦО, БЖД, охорони праці

Реферати

Головна » Статті » Безпека життєдіяльності

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них

Оглавление

Введение. 2

Понятие о техносфере.  Классификация чрезвычайных ситуациях техногенного характера и их поражающих факторов. 3

Аварии на транспорте. 4

Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте. 4

Аварии и катастрофы в метрополитене. 5

Аварии и катастрофы на автомобильном транспорте. 7

Аварии и катастрофы на морском и речном транспорте. 7

Аварии на авиационном транспорте. 8

Аварии с выбросом химически опасных веществ. 9

Аварии с выбросом радиоактивных веществ. 10

Аварии на гидротехнических сооружениях. 13

Заключение. 17

Список литературы.. 19

 

 

 

Введение

Несмотря на научно-технический прогресс, уязвимость нашего общества к природным и природно-техногенным катастрофам критически растет: на Земле число пострадавших от них людей возрастает ежегодно на 6 %. Это обусловлено четырьмя основными причинами:

ростом населения и его урбанизацией;
возведением объектов повышенного риска(АЭС, ГЭС, химические предприятия, транспортные магистрали);
изменение окружающей среды, способствующей активизации катастрофических процессов;
отсутствием надежных методов прогноза опасностей и способов борьбы с ними.

Целью данной работы является изучение чрезвычайных ситуации техногенного характера и защиты от них.

Понятие о техносфере.  Классификация чрезвычайных ситуациях техногенного характера и их поражающих факторов

 

Техносфера - это совокупность созданных человечеством, т.е. искусственных объектов (орудия труда, машины, знания, сооружения и т.п.). Эти искусственные объекты могут нести серьезную угрозу как самому человеку, так и окружающей его среде. На сегодняшний день данная проблема носит глобальный (международный) характер.

По объекту воздействия и происхождения аварии и катастрофы подразделяются на 10 типов:

Транспортные аварии и катастрофы.
Пожары, взрывы, угрозы взрывов.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ.
Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ.
Аварии с выбросом ( угрозой выброса) биологически опасных веществ.
Внезапное обрушение зданий, сооружений.
Аварии в электроэнергетических системах.
Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения.
Аварии на очистных сооружениях.

Гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).

Основными причинами аварий и катастроф являются:

просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;
некачественное строительство или отступление от проекта;
непродуманное размещение производства;
нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала;
износ оборудования, зданий, сооружений;
стихийные бедствия.

В результате техногенной аварии и катастрофы нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей среде.  Данное состояние носит название техногенной чрезвычайной ситуации.

Поражающий   фактор  источника  чрезвычайной   ситуации   техногенного  характера  ( поражающий   фактор   чрезвычайной   ситуации   техногенного характера ) - составляющая опасного  техногенного  происшествия, характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями. Основными поражающими факторами чрезвычайных ситуации техногенного характера являются следующие:

Ударная волна;
Ионизирующее излучение;
Заражение окружающей среды аварийно химически опасными веществами (АХОВ) и боевыми отравляющими веществами (ОВ);
Аэрогидродинамический фактор;
Температурный фактор;
Заражение окружающей среды бактериальными средствами;
Психоэмоциональное воздействие.

Аварии на транспорте
Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте.

Чрезвычайные ситуации на железной дороге могут быть вызваны :

столкновением поездов;
их сходом с рельсов;
пожарами и взрывами.

При возгорании непосредственную опасность для пассажиров представляют огонь и дым, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели людей.

Основными причинами катастроф являются:

неудовлетворительное состояние путей или транспорта;
ошибки машинистов;
ошибки диспетчерских служб.

Для уменьшения последствий возможной аварии пассажиры должны строго соблюдать правила поведения в поездах:

Не кладите тяжелые вещи на верхнюю заднюю (по отношению к локомотиву) багажную полку. Если же положить больше некуда попробуйте закрепить вещи.
Если есть выбор, куда лечь, ложитесь на переднюю по отношению к локомотиву полку. Это избавит вас от травм в случае экстренного торможения поезда.
После еды не оставляйте на столике режущие, колющие и бьющиеся предметы - ножи, вилки, стаканы и т.п.
Передвигаясь по вагону во время движения поезда, придерживаетесь за поручни, поскольку всегда возможно экстренное торможение.
Курите только в специально отведенных местах. Следите за тем, чтобы недокуренная сигарета обязательно была погашена.


Аварии и катастрофы в метрополитене.


         Чрезвычайные ситуации на станциях, в тоннелях,  в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода  с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Метро - это огромная искусственная система, слаженно работающий механики. Тем, кто пользуется им, необходимо знать, что есть у метро "Инструкция пользования", которую можно прочитать в любом вагоне.

Опаснее всего нарушать инструкцию поведения на эскалаторе. Если вы не держитесь за поручень, то при экстренной остановке машины энергия движения бросит вас вперед. Если вы что то уронили, не пытайтесь лавировать между чужих ног -  все равно не удастся собрать. При необходимости, в экстренных ситуация, можно повернуть ручку аварийного тормоза на балюстраде эскалатора.

Экстремальная ситуация на платформе случается реже. И все же лучше не подходить близко к краю платформы, становиться необходимо за специальную ограничительную линию: есть риск падения на рельсы.

Если же вы все таки оказались на рельсах необходимо:

Не делать попытку подтянуться за край платформы, поскольку под ней лежит 800-вольтный контактный рельс.
Если поезд еще не выезжает на станцию - бегите к началу платформы, туда где зеленый  свет и часы.
Если поезд уже показался, остается лечь между рельсами - глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагона не коснулась лежащего человека.

 

Аварии и катастрофы на автомобильном транспорте.


         Автомобильный транспорт является источником повышенной опасности, а безопасность участников движения во многом зависит непосредственно от них самих. По статистике , ежегодно на автомобильных дорогах мира гибнет 300 тыс. человек и является одним из самых опасных видов транспорта.

Одним из правил безопасности является неукоснительное  выполнение требований дорожных знаков. Если же вопреки принимаемым мерам не удается избежать дорожно-транспортного  происшествия, то необходимо управлять машиной до последней возможности, принимая все меры для того, чтобы уйти от удара со встречным автомобилем, т.е. свернуть в кювет, кустарник или забор. Если же это неосуществимо – перевести лобовой удар в скользящий боковой. При этом нужно упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук., напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо или переднюю панель.

Пассажир, находящийся на заднем сидении, должен закрыть голову руками и завалиться набок. Если рядом ребенок, крепко прижать его, накрыть собой  и также упасть набок. Машина, упавшая в воду, может некоторое время держаться на плаву. Выбираться из нее нужно через открытое окно. Оказав первую помощь, необходимо вызвать «скорую помощь» и ГИБДД.


Аварии и катастрофы на морском и речном транспорте.

 

Ежегодно в мире происходит около 8 тыс. кораблекрушений, при которых гибнет свыше 2 тыс. человек.
Охрана жизни и спасения людей на море выходит за рамки отдельного государства и является международной проблемой. Об этом свидетельствует принятая в 1974 г. и ратифицированная СССР очередная Международная конвенция   по охране человеческой жизни на море.

При кораблекрушении по распоряжению капитана спасательная команда осуществляет посадку пассажиров в шлюпки и на плоты в следующей последовательности: вначале женщины и дети, раненые и старики, а затем – здоровые мужчины. В шлюпки загружается также питьевая вода, лекарства, продовольствие, одеяла и др.
Все плавучие средства со спасенными должны держаться вместе и, если есть возможность, плыть к берегу или к трассе прохождения пассажирских судов. Необходимо организовать дежурство по наблюдению за горизонтом, воздухом; держать при себе средства подачи сигналов, чтобы позвать на помощь; пищу и воду расходовать экономно - нужно помнить, что человек без воды может прожить от трех до десяти суток, тогда как без пищи – более месяца.


Аварии на авиационном транспорте.


           Сегодня воздушный транспорт занимает одно из ведущих мест в общей системе перевозок пассажиров и грузов. По статистике, самолет - это самый безопасный вид транспорта.

Анализ авиакатастроф и аварий последних лет показывает, что основной причиной, приводящей к авиапроисшествиям относится ошибка людей, причем в подавляющем большинстве - членов экипажа.

Безопасность полета  зависит не только от экипажа, но и от пассажиров.
Пассажиры обязаны занимать места согласно номерам, указанным в авиабилетах. Заняв свое место, пассажир должен получить необходимую информацию о том, где находятся аварийные выходы, медицинская аптечка, огнетушители и другое вспомогательное оборудование.

Если полет будет проходить над водой, то пассажир должен быть осведомлен о том, где находится спасательный жилет и как им пользоваться.
При взлете и посадке пассажир должен пристегнуть ремни безопасности. При аварийной посадке самолета необходимо принять следующую позу: согнуться и плотно сцепить руки под коленями или схватиться за лодыжки. Голову уложить на колени, ноги упереть в пол, выдвинув их как можно дальше, но не за переднее сидение. В момент удара необходимо максимально напрячься, подготовившись к значительным перегрузкам.

Эвакуация пассажиров осуществляется через аварийные выходы по надувным трапам. При эвакуации  необходимо избавься от сумок и лишних вещей. После выхода из самолета необходимо удалиться от него как можно дальше, лечь на землю, прижав голову к руками – возможен взрыв. В любой ситуации нужно действовать без паники и решительно, это способствует спасению! 

Аварии с выбросом химически опасных веществ

 

Под аварийно- химическими опасными веществами (АХОВ) 
понимают химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражения людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, растений и различных объектов.

Химически-опасный объект (ХОО) - это объект, при аварии на котором или при его разрушении могут произойти массовые поражения людей, животных и растений АХОВ. На территории РФ на сегодняшний день расположено более 3300 тыс. ХОО.

Анализ аварийных ситуаций на ХОО показывает, что аварии чаще всего происходят по следующим причинам:

Высокий уровень износа основных производственных фондов;
Несовершенство технологии производства;
Халатность промышленного персонала;
Отсутствие современных систем защиты;
Стихийные бедствия.

Последствиями аварий на ХОО являются:  заражение окружающей среды АХОВ, массовое поражение людей, химическое заражение приземного слоя атмосферы, заражение водных источников, почвы, растительности.

По опыту ликвидации аварий, наиболее часто к тяжелым последствиям с гибелью людей приводят выбросы таких АХОВ, как  аммиак и хлор.

Очаг химического поражения - территория, в пределах которой в результате воздействия аварийно - химически опасного вещества или оружия химического произошли поражения людей, с.-х.животных, заражение местности, техники и др. объектов. 

Если вы узнали о химической аварии необходимо следовать следующим рекомендациям: внимательно прослушайте все официальные сообщения по ТВ и радио; проведите герметизацию квартиры; возьмите с собой необходимые вещи, продукты, документы; наденьте средства индивидуальной защиты( если у вас их нет, прикройте нос и  рот смоченным  в воде полотенцем; зараженный воздух отрицательно воздействует на кожу, поэтому есть необходимость тщательно одеться; как можно быстрее, но без паники, нужно спуститься вниз по лестнице - покиньте зараженный район  или укройтесь в убежище.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ

 

Радиоактивность - свойство нестабильных атомных ядер (радиоактивных изотопов) превращаться в стабильные, сопровождающееся ионизирующим излучением. Различают естественную Р. (природных изотопов) и искусственную - наведённую радиоактивность. Понятие "Р." связано с поражающим действием проникающей радиации и радиоактивного загрязнения, возникающих при ядерных взрывах.

Радиационная авария – нарушение пределов безопасной эксплуатации установки, при котором произошел выход радиоактивных продуктов или ионизирующего излучения за предусмотренные границы в количествах, превышающих установленные для нормальной эксплуатации значения и требующих прекращения нормальной эксплуатации установки, оборудования, устройства, содержащих ионизирующие излучения.

К радиационно-опасным объектам относятся атомные электростанции и реакторы, предприятия радиохимической промышленности, объекты по переработке и захоронению радиоактивных отходов и т.д.

Радиоактивное загрязнение местности вызывается воздействием альфа-, бета- и гамма - ионизирующих излучений и обуславливается выделением при аварии непрореагировавших  элементов и продуктов деления ядерной реакции (радиоактивный шлак, пыль, осколки ядер­ного продукта), а также образованием различных радиоактивных мате­риалов и предметов (например, грунта) в результате их облучения.

Радиоактивное загрязнение при аварии на предприятии (объекте) ядерной энергетики имеет несколько особенностей:

радиоактивные продукты (пыль, аэрозоли) легко проникают внутрь помещений;
сравнительно небольшая высота подъема радиоактивного облака приводит к загрязнению населенных пунктов и лесов значительно больше, чем открытой местности;
при большой продолжительности радиоактивного выброса, когда направление ветра может многократно меняться, возникает вероятность радиоактивного загрязне­ния местности практически во все стороны от источника аварии.

Основные и самые тяжелые последствия радиационных аварий – воздействие ионизирующего излучения на организм человека. Оно характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения. После аварии основным источником опасности является внешнее облучение. Поступление через органы дыхания в организм практически исключено при правильном и своевременном применении средств защиты. 
Внутреннее облучение развивается в результате поступления радионуклидов в организм с продуктами питания и водой. В первые дни после аварии наиболее опасны изотопы йода, которые накапливаются в щитовидной железе.

При радиационной аварии вводят режим радиационной защиты. Он регламентирует порядок действия людей, применение средств и способов защиты населения в зонах радиоактивного загрязнения (заражения), обеспечивающие максимальное уменьшение возможных доз облучения.

Люди, проживающие в непосредственной близости от радиационно опасных объектов, должны быть готовы в любое время суток принять немедленные меры по защите себя, своих близких и товарищей в случае возникновения опасности.

Действия населения по сигналу оповещения. Основной способ оповещения населения об авариях на радиационно опасных объектах — передача информации по местной теле- и радиовещательной сети. Для привлечения внимания населения перед передачей такой информации включают сирены и другие звуковые сигнальные средства, звуки которых означают сигнал « Внимание всем!».

Полученные указания необходимо выполнять быстро, без суеты и паники.

Остающиеся в помещении должны подручными средствами провести его герметизацию; укрыть продукты, поместив их в полиэтиленовые пакеты, мешки или пленку; сделать запас воды в емкостях с плотно прилегающими крышками. Продукты и воду поместить в холодильники, закрываемые шкафы или кладовки.

При получении соответствующих указаний надо провести профилактику препаратами йода.

Подготовка к возможной эвакуации заключается в сборе самого необходимого. Вещи и продукты уложите в чемоданы или рюкзаки. Чемоданы и рюкзаки затем оберните синтетической пленкой.

При поступлении сообщения об эвакуации перед выходом из помещения освободите от продуктов холодильник, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите в мусоросборники скоропортящиеся продукты, жидкости, мусор. Предупредите соседей о начале эвакуации. Подготовьте табличку с надписью: «В квартире №    жильцов нет». При выходе из дома возьмите необходимые вещи, наденьте средства защиты, закройте квартиру и вывесите на дверь заготовленную табличку.

На улице нужно находиться в средствах защиты органов дыхания и кожи, по возможности не поднимать пыль, стараться не ставить чемоданы или рюкзаки на землю, а если придется это сделать, нужно использовать чистую газету или любую другую подстилку. Избегайте движения по высокой траве и кустарнику, без надобности не садитесь и не прикасайтесь к местным предметам.

По прибытии в район размещения эвакуированных пройдите радиационный контроль, сдайте средства индивидуальной защиты и предметы одежды, вымойтесь с мылом, особенно тщательно промывая части тела, покрытые волосяным покровом. После прохождения повторного радиационного контроля наденьте чистое белье, одежду и обувь, полученные на пункте выдачи.

Аварии на гидротехнических сооружениях

 

Гидротехнические сооружения предназначены для использования водных ресурсов для нужд человека, а также для борьбы с разрушительным воздействием водной стихии на жизнедеятельность человека.

К основным потенциально опасным гидротехническим сооружениям относятся плотины, водозаборные и водосбросовые сооружения и шлюзы.

Гидродинамическая авария  – это чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопления обширных территорий.

Гидродинамические аварии на гидротехнических сооружениях могут возникнуть вследствие действия сил природы (землетрясения, ураган, разлив, разрушение плотины паводковыми водами) или воздействия человека (нанесение ударов современными средствами поражения по гидротехническим сооружениям и диверсионных актов), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок в проектировании и эксплуатации гидротехнических сооружений.

Основными последствиями крупных гидродинамических аварий являются:

повреждения и разрушения гидротехнических сооружений, кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций;
поражение людей и разрушение сооружений волной прорыва, образовавшейся в результате разрушения гидротехнического сооружения и имеющей высоту от 2 до 12 м и скорость движения от 3 до 25 км/ч (в горных районах может доходить до 100 км/ч)
катастрофическое затопление обширных территорий и значительного количества городов и сёл, объектов экономики, длительное прекращение судоходства, сельскохозяйственного и рыбопромыслового производства.

Главная рекомендация по предотвращению тяжелых последствий гидродинамических аварий состоит в том, что все жители затапливаемых зон, прилегающих к аварийным ГТС, должны хорошо знать возможные опасности, быть заранее обученными и подготовленными к  действиям при угрозе и во время затопления. С получением неблагоприятного прогноза или сигнала тревоги население оповещается по радио и телевизору. По сигналу оповещения об угрозе затопления население должно эвакуироваться немедленно. При эвакуации из дома необходимо забрать документы, ценности, вещи первой необходимости, запас питьевой воды и продукты питания на 2-3 суток.

При внезапном наступлении катастрофического затопления  для спасения от удара волны прорыва необходимо занять ближайшее возвышенное место или спрятаться за преграду, которая может защитить от движущейся воды.
 
Заключение

Каждая чрезвычайная ситуация характеризуется своеобразием последствий, причиняемых здоровью людей и народному хозяйству. Наиболее тяжкие последствия приносят природные катастрофы и стихийные бедствия. Анализ показывает, что 90% из них приходится на четыре вида: наводнения - 40%, тайфуны - 20%, землетрясения и засуха - по 15%. По числу пострадавших и разрушительному действию, тайфуны и сильные землетрясения (8 и более баллов) сравнимы с ядерными взрывами. Так, например, число жертв при землетрясении в итальянском городе Мессине (1908) составило 120 тыс. человек, в Токио (1923) -143 тыс. человек, в Армении (1988) погибло около 25 тыс. и ранено было свыше 18 тыс. человек.

Тревожным набатом прозвучали катастрофы в индийском городе Бхопале (1984) и на Чернобыльской АЭС (1986). Их масштабы вышли за пределы территориально - географических понятий и потребовали пересмотра подходов к экстремальным ситуациям, наносящим большой урон.

В настоящее время на территории Российской Федерации ежегодно происходит примерно 1,5 тыс. крупных чрезвычайных ситуаций. В них страдает более 10 тыс. человек, из которых более 1 тыс. погибает. И это без учета самых массовых происшествий - дорожно-транспортных, уносящих ежегодно 30 и более тыс. жизней россиян.

Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. Большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрации и т. п.). Однако в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), возникающие в среде обитания в результате химических или энергетических процессов взаимодействия первичных факторов между собой или с компонентами биосферы.

Уровни и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т. п.

Практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негативных факторов их допустимыми уровнями с учетом их сочетанного (одновременного) действия. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.

 

Список литературы

 

Безопасность жизнедеятельности : учебник для студ. высш. учеб.  заведений / [ Л.А.Михайлов,  В.М.Губанов, В.П.Соломин и др. ] ; под ред. Л.А. Михайлова. — 2-е изд., стер. — М. : Издательский центр ‹‹Академия››, 2009. — 272 с.

Безопасность жизнедеятельности : учебник / Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 192 с.

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. — 5-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2005. —256 с.: ил.

Энциклопедия. — М.: Большая Советская Энциклопедия, 1969–1978.

Словарь терминов МЧС, 2010.

Категорія: Безпека життєдіяльності | Додав: ohranatruda (03.06.2014)
Переглядів: 2317 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

 


Охрана труда контрольная работа Вар. 17

Техніка безпеки при виконанні електрозварювальних робіт

Отравляющие вещества. Их поражающее действие на людей, животных, растения, продукты питания, корма и водоисточники.

Оружие массового поражения

Поняття про норми охорони праці, техніки безпеки та виробничої санітарії

Охорона праці у перукарській справі



Меню сайту
Форма входу
Категорії розділу
Цівільна оборона [128]
Пожежна безпека [69]
Безпека життєдіяльності [180]
Охорона праці [292]
Пошук
Друзі сайту

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Теги
шум (3)
ЗІЗ (2)
313 (1)
дтп (1)
МНС (1)
СИЗ (1)
ЦО (1)
Надіслати СМС
 

Copyright MyCorp © 2024
Створити безкоштовний сайт на uCoz