Особенности административных правонарушений в области охраны труда и здоровья населения - Охорона праці <?if()?>- <?endif?> - Реферати - Рефераты по охране труда, БЖД, ГО

Неділя, 04.12.2016, 21:23
Вітаю Вас Гість | RSS

Реферати з ЦО, БЖД, охорони праці

Реферати

Головна » Статті » Охорона праці

Особенности административных правонарушений в области охраны труда и здоровья населения
Введение
Глава I
Административное правонарушение как основа административной
ответственности
Глава II
Особенности административных правонарушений в области охраны труда
Глава III
Характеристика административных правонарушений в сфере охраны
здоровья
Заключение
Список нормативно-правовых актов и использованной литературы

В В Е Д Е Н И Е

    Система законодательства любой отрасли права (государственного, ад-министративного, гражданского, трудового, финансового, уголовного и др.) представляет собой взаимосвязанную и взаимодействующую совокупность нормативных актов, которые, в свою очередь, группируются в соответствую-щие институты, подотрасли. Не является исключением в этом плане и админи-стративное законодательство – наиболее объемное и наиболее обширное, нор-мы которого регулируют сложный круг общественных отношений, возникаю-щих в процессе исполнительной и распорядительной деятельности органов го-сударственного управления (должностных лиц), а в предусмотренных законом случаях, и общественных организаций по руководству экономической, соци-ально-культурной и административно-политической сферами социальной жиз-ни.
В системе административного законодательства нормативные акты объе-диняются в Общую часть, отражающую общие правовые начала организации государственного управления, и Особенную часть, которая объединяет в себе нормативные акты с учетом специфики сфер и отраслей государственного управления.
Как Общая, так и Особенная части административного законодательства, в свою очередь, объединяют законодательные институты, представляющие со-бой систему нормативных актов и предписаний, нормы которых регулируют совокупность относительно обособленных общественных отношений.
Одним из таких институтов выступает институт административной от-ветственности.
Административная ответственность – это специфическая форма адек-ватного реагирования государства в лице ее компетентных органов на отрица-тельные, противоправные явления со стороны физических и юридических лиц, совершивших правонарушение.
В ней находит свое отражение один из методов государственного управ-ления обществом – принудительное, государственно-властное влияние на пове-дение человека.
Ответственность обусловлена установлением государством или уполно-моченным государством органом отдельных запрещений, соответствующих правил поведения и адекватных санкций в отношении нарушений этих правил в определенных административным законом форм и порядке.
Борьба с противоправными проявлениями является актуальной и важной, прежде всего, в смысле предотвращения правонарушений, воспитания населе-ния в духе уважения к законам и нормам права.
Актуальность борьбы со всеми видами правонарушений и роль админи-стративной ответственности в предупреждении их и необходимости на более высоком уровне урегулирования административной ответственности требует изучения отдельных видов правонарушений, ответственность за которые пре-дусмотрена нормами административного законодательства.
В настоящей работе будут рассмотрены особенности административных правонарушений в области охраны труда и здоровья населения.
При подготовке к работе было изучено административное законодатель-ство – Кодекс Украины об административных правонарушениях, Кодекс Зако-нов о труде Украины, Законы "Об охране труда", "О коллективных договорах и соглашениях", Основы законодательства Украины об охране здоровья, другие нормативно-правовые акты.
Кроме того, вопросы, связанные с административной ответственностью в сфере охраны труда и здоровья населения, рассматриваются А.Агаповым, В.Жуковским, Б.Лазаревым, Ю.Битяком и другими авторами.















ГЛАВА  I
Административное правонарушение
как основа административной ответственности

    В Украине, как и во всяком другом современном государстве, действует большое число различных юридически обязательных правил.
    Такого рода правила имеют своей целью "обеспечить правопорядок и должную государственную дисциплину в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граж-дан" , а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их ве-домственной подчиненности и формы собственности.
Иногда эти правила не без основания называются общеобязательными.
Это:
-    правила поведения в общественных местах;
-    правила дорожного движения и пользования различными видами транспор-та;
-    правила охраны труда и техники безопасности;
-    правила торговли;
-    санитарные, ветеринарные и противопожарные правила;
-    правила охоты, рыбной ловли;
-    правила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огне-стрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ;
-    правила воинского учета, пограничного режима, таможенные правила;
-    правила, действующие в сферах охраны здоровья населения, окружающей среды, природоиспользования, охраны памятников истории и культуры и т.д.
    Соблюдение таких правил соответствует интересам государства, пред-приятий, учреждений, организаций и граждан, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям.
    Обязательные правила адресованы широкому кругу субъектов. Одни – всем гражданам и юридическим лицам, другие – работникам тех или иных от-раслей хозяйства, социально-культурной и административно-политической деятельности, третьи – должностным лицам, занимающих определенную долж-ность в государственных, муниципальных, общественных, коммерческих структурах.
    Одной из существенных особенностей обязательных правил является то, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квали-фицируется в качестве административного правонарушения.
Основные признаки и юридическая характеристика такого рода правона-рушений содержится в кодексе Украины об административных правонаруше-ниях (КоАП).
    Согласно ст. 9 КоАП административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, соб-ственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо без-действие, за которое законодательством предусмотрена административная от-ветственность.
    При этом административная ответственность за правонарушения, преду-смотренные КоАП, наступает при условии, что эти нарушения по своему ха-рактеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.
     Понятие административного правонарушения характеризует собой
ряд признаков:
1.    это действие или бездействие, т.е. деяние;
2.    деяние общественно опасное;
3.    деяние противоправное;
4.    деяние виновное;
5.    деяние наказуемое.
Административное правонарушение – "это вариант юридической патоло-гии, отклоняющегося поведения, которое принимает форму либо действия, ли-бо бездействия". 
Сущность административного правонарушения определяется обществен-ной опасностью. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их  нарушение госу-дарственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного при-знака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
Любой административный проступок, посягая на установленный право-порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согла-сованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелатель-ный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, без-билетный проезд), так и в создании условий для наступления вреда (нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил).
Юридическим выражением признака общественной опасности админист-ративного правонарушения является противоправность.
Наше государство, признавая то или иное действие либо бездействие об-щественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение. Про-тивоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, за-прещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы не только административного, но и ряда других отраслей права, например, конституционного, гражданского, фи-нансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, трудового и пр. Главное здесь состоит в том, что соблюдение этих норм права охраняется мерами административной ответственности.
Таким образом, меры административного наказания могут быть примене-ны лишь в том случае, когда конкретное деяние предусмотрено нормой права. Иными словами, деяние, не являющееся противоправным (направленным про-тив права), нельзя квалифицировать, как административное правонарушение, и оно не может повлечь административную ответственность.
Административным правонарушением является не только общественно опасное, противоправное, но и виновное действие.
Безопасность государства подразделяется на национальную, экономиче-скую, экологическую, информационную и др. Административные правонару-шения в этих сферах, прежде всего, посягают на публично-правовые интересы государства. Доминирующим началом санкций за административные проступ-ки является нанесение ущерба в сфере государственной безопасности. Вследст-вие этого более половины составов административных проступков, закреплен-ных Особенной частью КоАП, прямо или опосредованно затрагивают сферу публично-правовых интересов. Например, гл. 5 Особенной части КоАП, нося-щая название "Административные правонарушения в области охраны труда и здоровья населения", содержит 14 составов правонарушений (т.е. почти 2/3 всех составов, предусмотренных данной главой), затрагивающих пассивные и активные избирательные права граждан. Таким образом, основной целью рег-ламентации мер административной ответственности в данном случае являются общегосударственные интересы, а именно – легитимное создание государст-венных или муниципальных органов.
    Остальные правонарушения, упоминаемые в данной главе, также содер-жат общественно опасные признаки нанесения ущерба не только личности, но и государству (например, в ст.ст. 42 и 43 предусматривается ответственность за нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра-вил, в ст. 45 – за сокрытие источника заражения венерической болезнью и др.).
    При наличии юридического факта – административного правонарушения – включается механизм санкции правовой нормы, и санкции из потенциальной возможности применения наказания преобразуются в действительное наказа-ние, т.е. административное взыскание. Следовательно, административная от-ветственность – это реализация административно-правовых санкций, примене-ние уполномоченным органом или должностным лицом административных взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
    Административную ответственность характеризуют некоторые признаки, общие для всех видов юридической ответственности:
1.    Она представляет собой государственное принуждение, поскольку реали-зация властных полномочий осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2.    Это правовое принуждение, подчиняющееся общим принципам законно-сти и справедливости права. Административная ответственность применяется на основе правовой регламентации ее объема и пределов, нормативного уста-новления оснований, содержания и процессуальных форм реализации конкрет-ных административных взысканий. Нормы, регулирующие составные элементы административной ответственности, в совокупности представляют собой само-стоятельный институт административного права.
3.    Она влечет за собой наступление неблагоприятных последствий для пра-вонарушителей, предусмотренных санкцией правовой нормы. По своему со-держанию меры административной ответственности выражаются в предусмот-ренных КоАП лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, по-скольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невоз-можно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишений или ограничений морального (предупреждение), материального (штраф, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (адми-нистративный арест).
4.    В мерах административной ответственности содержится итоговая право-вая оценка деяния и нарушителя от имени государства. Именно администра-тивное взыскание представляет собой "окончательную, последнюю инстанцию" в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасностью совершенного подвер-гается административному наказанию.
Данный признак юридической ответственности вообще и администра-тивной ответственности в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государствен-ное порицание правонарушителя.
Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полно-мочия, налагают на правонарушителей административные взыскания. К ним относятся суды и судьи (возможно, они будут называться мировыми судьями), комиссии по защите прав несовершеннолетних, администрация местного само-управления, многочисленные органы исполнительной власти.
В проекте КоАП  расширен круг дел, рассматриваемых судьями. расши-рена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению нало-жения, помимо административного ареста, ряда других административных взы-сканий: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, административного выдворения иностранных граждан и ли без гра-жданства за пределы Украины.
Административную ответственность можно рассматривать как правовую ответственность за административные правонарушения. При этом следует учесть, что объектом посягательства являются отношения в сфере государст-венного управления, а также и некоторые другие. Так, с одной стороны, адми-нистративная ответственность устанавливается за посягательства на таможен-ные, налоговые отношения, отношения, связанные с защитой собственности, с охраной прав граждан, природы, здоровья и труда населения, торговли и т.д.
Далее в работе будут рассмотрены правонарушения в области охраны труда и здоровья населения и меры административной ответственности за него.































ГЛАВА  II
Особенности административных правонарушений
в области охраны труда

    Главой 5 КоАП предусмотрены составы правонарушений, посягающих на осуществление гражданами права на труд (ст.ст 41, 411 – 414 КоАП). Общест-венная опасность этой группы проступков заключена в воспрепятствовании гражданам реализовать свое конституционное право в сфере трудовых право-отношений (ст. 43 Конституции Украины). 
    Субъектом правонарушений, предусмотренных ст.ст 41, 411 – 414 КоАП , могут быть и юридические лица – предприятия, учреждения, организации лю-бой формы собственности, на руководителей которых налагаются администра-тивные взыскания в виде штрафов. Физические лица, совершающие админист-ративные проступки в сфере трудовых правоотношений, всегда относятся к ка-тегории должностных лиц независимо от того, действуют ли они в сфере част-ного права или публично-правовых отношений (ст. 41 КоАП). Причиненный вред, например, в случае незаконного увольнения, может быть не только иму-щественным, но и моральным.
    Субъективная сторона рассматриваемых административных проступков предполагает наличие прямого или косвенного умысла. Умышленная вина ква-лифицируется, в частности, при уклонении должностным лицом от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного дого-вора (ст 411 КоАП).  Руководитель предприятия, учреждения, организации должен быть осведомлен об особенностях трудовых правоотношений и не мо-жет не сознавать противоправную основу своего действия или бездействия.
    Ст. 41 КоАП предусматривает ответственность за нарушение требований законодательства о труде и нарушение требований законодательства и других нормативных актов об охране труда.
    Законодательство Украины о труде и об охране труда устанавливает га-рантии обеспечения права граждан на труд (ст. 51 КЗоТ Украины), право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда (ст. 43 Конституции Украи-ны), которые отвечают условиям безопасности труда, гигиены и производст-венной санитарии, обеспечивают единый правовой механизм регулирования трудовых
отношений между собственником или уполномоченным им органом и работни-ками всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собст-венности, вида деятельности и отраслевой принадлежности.
    Таким образом, объектом правонарушения этой статьи являются консти-туционные права граждан на труд, на охрану труда, на труд в здоровых и безо-пасных условиях, а также на получение информации о состоянии условий тру-да, о возможном риске, повреждении здоровья и пр., соответственно дейст-вующему законодательству Украины о труде и об охране труда.
    В диспозиции ст. 41 КоАП Украины не содержится указаний на то, за ка-кие нарушения требований законодательства о труде и об охране труда насту-пает административная ответственность, т.е. она является бланкетной. В.Жуковский  считает, что основными законами, регламентирующими данные правоотношения, являются нормы трудового законодательства и требования Закона Украины "Об охране труда".
    Вместе с тем в самом Кодексе об административных правонарушениях указаны отдельные действия, нарушающие законодательство о труде, напри-мер, уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или до-полнению коллективного договора, соглашения (ст. 411 КоАП Украины). Субъ-ектами этих правонарушений могут быть представители собственников или профсоюзов, других уполномоченных трудовым коллективом органов, когда они уклоняются от переговоров по заключению, изменению или дополнению коллективного договора, соглашения, умышленно нарушают установленные законодательно сроки начала таких переговоров или не обеспечивают работу комиссий в определенный сторонами переговоров срок. Вид взыскания за такое правонарушение – штраф.
    Согласно законодательству Украины об охране труда, собственник или уполномоченный им орган несет ответственность за обеспечение безопасных и безвредных условий труда соответственно требованиям нормативных актов, а также обеспечивает соблюдение прав работников, гарантированных законода-тельством об охране труда. На собственника возлагается систематическое про-ведение инструктажа (обучения) работников по вопросам охраны труда, по-жарной безопасности. Собственник обязан за свои средства организовать про-ведение предварительного (на протяжении трудовой деятельности) медицин-ских осмотров работников, организовывать эффективный контроль за уровнем выбросов вредных и опасных производственных факторов на здоровье работ-ников, производить выдачу способов индивидуальной защиты, информировать о состоянии условий труда, о возможном риске повреждения здоровья и пр.
    В связи с расширением локального и договорного способов регулирова-ния труда должен расширяться надзор и контроль "не только за применением трудового законодательства и законов об охране труда, а и за установлением условий труда локально, а также по договорам и соглашениям".
    Надзор и контроль за соблюдением законодательством о труде и охране труда – деятельность специально уполномоченных органов и инспекций, кото-рая направлена на защиту трудовых прав работника и прекращение нарушений законодательства о труде и об охране труда. Эти органы не зависят в своей дея-тельности от собственника или уполномоченного им органа.
    Объективная сторона правонарушения состоит в невыполнении или не-надлежащем выполнении действующего законодательства о труде и охране труда (правил пожарной безопасности, радиационной, ядерной, технической безопасности, правил гигиены труда и производственной санитарии) собствен-ником или уполномоченным им органом предприятий, учреждений, организа-ций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой при-надлежности.
    Практика свидетельствует о распространенности правонарушений в об-ласти охраны труда. Только за 9 месяцев 1999 года в Одесской области госу-дарственными инспекторами выявлено более 11000 нарушений Закона Украи-ны "Об охране труда", выдано свыше 700 предписаний по устранению выяв-ленных недостатков, примерно 120 штрафных санкций, зафиксировано 24 не-счастных случая на производстве, 3 из них – со смертельным исходом. 
    Нарушение требований законодательства о труде влечет за собой нало-жение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций (независимо от форм собственности), которым предоставлено право принятия на работу, граждан – владельцев предприятий или уполномоченных ими лиц    (ч. 1 ст. 41 КоАП Украины).
    Положением о порядке наложения штрафов на предприятия, учреждения, организации за нарушение нормативных актов об охране труда предусмотрено, что предприятия уплачивают штрафы в случае:
-    несчастного случая, не приведшей к стойкой утрате трудоспособности ра-ботника, - в размере, определенном из расчета среднемесячного заработка по-терпевшего за период его временной нетрудоспособности;
-    несчастного случая, приведшего к стойкой утрате трудоспособности, про-фессионального заболевания работника, - в размере, определенном из расчета половины среднемесячного заработка потерпевшего за каждый процент утраты им профессиональной трудоспособности;
-    смерти потерпевшего – в размере двухгодичного заработка потерпевшего;
-    в случае сокрытия несчастного случая – определенный в указанном выше порядке штраф уплачивается в десятикратном размере.
Взыскание в виде штрафа предусмотрено также за нарушение или невы-полнение обязательств по коллективному договору, соглашению лицами, кото-рые представляют собственника или уполномоченные им органы, либо проф-союзы и другие уполномоченные трудовым коллективом органы, или предста-вителями трудовых коллективов (ст. 422 КоАП Украины). Круг субъектов по данной статье аналогичен предыдущему.
Установлены равные обязанности и равная ответственность в отношении обеих сторон. Непредоставление лицами, которые представляют собственников или уполномоченные ими органы, профсоюзы или другие уполномоченные трудовым коллективам органы, представителям трудовых коллективов инфор-мации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений, влечет взы-скание в виде штрафа (ст. 413 КоАП Украины). Круг субъектов соответствует указанному выше.




ГЛАВА  III
Характеристика административных правонарушений
в сфере охраны здоровья

    Административные правонарушения в области охраны здоровья населе-ния, как правило, связаны с нарушениями санитарно-гигиенических норм и норм экологической безопасности (ст. 42 КоАП Украины). В частности, преду-смотрена ответственность в виде штрафа за:
-    нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (ст. 42 КоАП Украины);
-    производство, заготовку, реализацию сельскохозяйственной продукции, со-держащей химические препараты сверх предельно допустимых уровней кон-центрации (ст. 421 КоАП);
-    заготовку, переработку или сбыт радиоактивно загрязненных продуктов пи-тания либо иной продукции (ст. 422 КоАП), производство, хранение, транспор-тировку или реализацию продуктов питания либо продовольственного сырья, загрязненных микроорганизмами и другими биологическими агентами сверх предельно допустимых уровней (ст. 423 КоАП).
При этом законодатель предусмотрел за правонарушения, предусмотрен-ные ст.ст. 421-3 КоАП Украины, административные взыскания не только в виде штрафов, но и в виде конфискации продукции, содержащей химические препа-раты сверх предельно допустимых уровней концентрации, радиоактивно за-грязненных продуктов питания или иной продукции, продуктов питания либо продовольственного сырья, загрязненных микроорганизмами и другими биоло-гическими агентами сверх предельно допустимых уровней.
Указанные правила и нормы разрабатываются Министерством охраны здоровья Украины на основании Закона Украины "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения".
Закон устанавливает административную ответственность и финансовые санкции за нарушение санитарного законодательства в виде штрафов.
На основании указанного Закона Министерство охраны здоровья Украи-ны своими приказами утверждает соответствующие правила и инструкции. На-пример, порядок разработки, внедрения и применения дезинфекционных средств, инструкцию о порядке применения государственной санитарно-эпидемиологической службой предупредительных мер и т.п.
Ст.ст. 94 и 95 КоАП Украины устанавливают соответственно ответствен-ность за нарушение требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях про-мышленности и нарушения правил и норм по ядерной и радиационной безопас-ности при использовании источников ионизирующего излучения. Первая из на-званных статей устанавливает, что субъектом указанных правонарушений мо-гут быть работники и должностные лица предприятий, учреждений, организа-ций независимо от форм собственности, а также граждане – владельцы пред-приятий или уполномоченные ими лица. Размер применяемого в качестве меры взыскания штрафа дифференцируется в зависимости от статуса лица, совер-шившего административный проступок. Из числа субъектов правонарушений, предусмотренных во второй статье, - отмечает А.Агапов , - исключены работ-ники.
Субъектом данных правонарушений являются должностные лица пред-приятий, учреждений, организаций и граждане.
С субъективной стороны данные правонарушения характеризуются умышленной виной, т.к. виновный должен осознавать, что его действия могут привести к тяжелым последствиям. Радиоактивное загрязнение указанных в данной статье предметов может привести к облучению людей и связанным с ним заболеваниям. Что касается ч.3 ст. 461, то законодатель прямо предусмат-ривает наступление ответственности лишь за умышленное приобретение и ис-пользование стройматериалов, транспортных средств, оборудования, вывезен-ных с радиоактивно загрязненных территорий.

Наиболее суровые санкции гл. 5 КоАП – исправительные работы и адми-нистративный арест на срок до 15 суток предусмотрены ст. 44 КоАП "Незакон-ные приобретение или хранение наркотических средств в небольших размерах либо потребление наркотических средств без разрешения врача".
Следует учитывать приведенные далее особенности данного состава ад-министративного проступка:
1.    Диспозиция ст. 44 воспроизводит лишь отдельные стороны правонару-шения, указанного в заголовке; в частности, о потреблении наркотических средств как квалифицирующем признаке административного проступка          в ч. 1 ст. 44 и в примечании к этой статье не упоминается. В отличие от рас-сматриваемого случая все другие составы правонарушений, перечисленные в КоАП, дословно воспроизводят наименование соответствующей статьи либо определяют дополнительные признаки правонарушения, отсутствующие в ее заголовке.
2.    Под наркотическими веществами понимаются способные оказать небла-гоприятное воздействие на психику человека средства – "растения, сырье, ве-щества природные или синтетические, классифицированные как таковые в ме-ждународных конвенциях, а также другие растения, сырье и вещества, пред-ставляющие опасность для здоровья населения при злоупотреблении ими", включенные в перечень Закона Украины "Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекоресурсов" от 15.02.1995 г.
К наркотикам относят психотропные вещества, воздействующие на пси-хику и мотивацию поведения человека и применяемые обычно при лечении психически больных. Список психотропных средств, определенный Конвенци-ей о психотропных веществах 1971 г., соответствует правовым критериям и квалификации. Этот список ведется Постоянным комитетом по контролю нар-котиков при Минздраве Украины. По состоянию на июнь 1997 г. он насчитывал 13 наименований психотропных веществ (кетамин, аминорекс, амибарбитал и пр.) и 59 наименований наркотических средств (смола каннабиса, гашиш, ма-рихуана, различные виды опия, маковая соломка, морфин, кодеин, героин и т.д.).
Под незаконностью приобретения или хранения наркотических средств в небольших размерах следует понимать нарушение установленного Законом по-рядка оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекоресур-сов. К составу административного проступка, предусмотренного ст. 44 КоАП, относятся только отдельные разновидности оборота наркотических средств, не представляющие значительной общественной опасности. Другие разновидно-сти оборота наркотиков, например, изготовление или сбыт наркотических средств, указанных в ч. 1 ст. 44, правонарушение может содержать признаки состава преступления, предусмотренного иными статьями УК. При отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств и психотропных средств необходимо руководствоваться заключениями Постоянного комитета по контролю наркотиков при Министерстве здравоохра-нения, а также данными экспертов.
Порядок оборота наркотиков представляет собой совокупность методов государственного регулирования, несоблюдение которых может повлечь за со-бой административные или уголовные санкции (ст. 44 КоАП, ст. 228 УК). Та-кие методы предусматривают следующее:
1.    Введение государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотиков (культивирование растений, ввоз и вывоз наркотических средств и др.). Государственная монополия означает ограниче-ние правомочий субъектов частного права, а также введение особых форм кон-троля и надзора. В частности, изготовление сильнодействующих наркотических средств или психотропных веществ, а также внешнеторговая деятельность в этой сфере осуществляется только государственными унитарными предпри-ятиями и государственными учреждениями.
    Негосударственные юридические лица вправе производить и изготовлять только психотропные вещества, употребление которых не представляет значи-тельной общественной опасности. В отношении этих препаратов Правительст-во Украины устанавливает льготный режим контроля.
2.    Лицензирование всех видов деятельности, связанной с оборотом нарко-тических средств и психотропных веществ (в том числе приобретение и хране-ние, упомянутых в ст. 44 КоАП), осуществляется на основе Законов "Об оборо-те в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекоресурсов" и "О лицензировании отдельных видов деятельности".
3.        Введение государственных квот (количественных ограничений) на куль-тивирование растений, содержащих наркотические вещества или представляю-щих собой исходное сырье для изготовления наркотических средств.
4.    Введение особого порядка разработки новых наркотических средств и психотропных веществ, предусматривающего осуществление этой деятельно-сти на основе госзаказа государственными научно-исследовательскими учреж-дениями.
Вред, причиняемый здоровью человека, обусловлен спецификой произ-водства наркотических средств, дозой и средой их потребления, индивидуаль-ными особенностями организма к их привыканию, токсичностью их воздейст-вия.
    Перечень наркотических средств определяется Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздраве Украины, который в своих рекоменда-циях определяет размер приобретаемых или хранящихся наркотических средств.
    Субъективная сторона данных правонарушений предполагает наличие вины в форме прямого или косвенного умысла.
    Примечание к ст. 44 предусматривает редко употребляемого в КоАП практику освобождения от административной ответственности несмотря на на-личие состава административного проступка. Такая возможность допускается в случае добровольной сдачи правонарушителем приобретенных или хранимых им наркотических веществ.
    Общественная опасность рассматриваемого правонарушения характери-зуется не только причинением вреда здоровью граждан. Незаконный оборот наркотиков наносит ощутимый ущерб общегосударственным интересам. При-обретение, хранение, потребление наркотиков отрицательно сказывается на ди-намике преступности; асоциальные элементы, действующие в этой сфере, часто привлекают к совершению правонарушения других лиц, что отягчает ответст-венность. Повышенная смертность наркоманов негативно сказывается на демо-графических показателях и неблагоприятно воздействует на национальную безопасность.

    Нарушение установленного порядка взятия, переработки, хранения, реа-лизации и применения донорской крови и (или) ее компонентов и препаратов, порядка контроля за безопасностью и качеством донорской крови, ее компо-нентов, препаратов и соответствующих консервирующих растворов, порядка обмена донорской кровью, ее компонентами и препаратами и вывоза их за пре-делы за пределы Украины, порядка медицинского обследования донора перед сдачей крови и ее компонентов предусмотрены ст. 451 КоАП.
    Объектом правонарушений, указанных в данной статье, является здоро-вье населения.
    Объективная сторона выражается в нарушении установленного порядка взятия, переработки, хранения, реализации и применения донорской крови и (или) ее компонентов и препаратов, порядка контроля за безопасностью и каче-ством донорской крови, ее компонентов, препаратов и соответствующих кон-сервирующих растворов, порядка обмена донорской кровью, ее компонентами и препаратами и вывоза их за пределы Украины, порядка обследования донора перед сдачей крови и ее компонентов. Данные деяния могут носить как ак-тивный характер и выражаться в виде конкретных действий, так и пассивный.
    Предметом данного правонарушения является донорская кровь, ее ком-поненты (плазма, отдельные клетки, например, тромбоциты) и препараты (ле-карственные и иные средства, изготавливаемые из крови или ее компонентов), а также соответствующие консервирующие растворы.
    Взятие крови у донора разрешается лишь при условии, что здоровью до-нора не будет причинен вред. По собственному желанию донора он может сда-вать кровь за определенную плату или бесплатно. Донором может быть любой дееспособный гражданин Украины в возрасте от 18 лет, который прошел соот-ветствующее медицинское обследование и у которого нет противопоказаний, определенных МОЗ Украины.
    Субъектом могут быть как юридические лица – специализированные уч-реждения и заведения переливания крови, субъекты предпринимательской дея-тельности, имеющие лицензию, так и физические лица, например, медицинские работники указанных учреждений.

    Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 46 КоАП (сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения), являются общественные отношения в сферах частнопра-вовых и
Категорія: Охорона праці | Додав: ohranatruda (06.08.2010)
Переглядів: 1877 | Рейтинг: 3.3/3
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

 


Охорона праці при експлуатації обладнання електричного контактного зварювання

Вплив препаратів побутової хімії і полімерних матеріалів на людину

Контрольная работа по курсу: «Основы охраны труда»

Небезпека роботи з електромережами

Перелік робіт підвищеної небезпеки

Классификация средств и методов защиты от шума



Меню сайту
Форма входу
Категорії розділу
Цівільна оборона [128]
Пожежна безпека [69]
Безпека життєдіяльності [180]
Охорона праці [292]
Пошук
Друзі сайту

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Теги
шум (3)
ЗІЗ (2)
313 (1)
дтп (1)
МНС (1)
СИЗ (1)
ЦО (1)
Надіслати СМС
 

Copyright MyCorp © 2016
Створити безкоштовний сайт на uCoz