1. Общие требования безопасности. 1.1. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда. 1.2. Специалист, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3 месяца), не имеет права приступать к работе. 1.3 ТО и ремонт автомобилей, агрегатов выполняется в соответствии с действующими положениями о техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта, 1.4. Специалист должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются: - автомобиль, его узлы и детали; - оборудование, инструмент и приспособления; - электрический ток; - этилированный бензин; - охлаждающие и тормозные жидкости; - масла; - освещенность рабочего места. 1.5. Специалист должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты. 1.6. Специалист должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения. Курить разрешается только в специально отведенных местах. 1.7. Специалист во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры. 1.8. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты Специалист должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей. 1.9. Специалист должен соблюдать правила личной гигиены. 1.10. За невыполнение требований инструкции по охране труда и ТБ специалист несет ответственность согласно действующему законодательству.
2. Требования безопасности перед началом работы. 2.1. Перед началом работы специалист должен: - надеть специальную одежду и застегнуть манжеты рукавов; - осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы; - проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом: гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны; - раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях; - слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, некосую и несбитую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания заершенными клиньями; - рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую, овального сечения поверхность; - ударные инструменты (зубила, клейцмейсели, бородки и т.д.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа, зубила должны иметь длину не менее 150 мм.; - напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, должны быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом; - электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление; - проверить состояние пола на рабочем месте, пол должен быть сухим и чистым.
3. Требования безопасности во время работы. 3.1. Во время работы специалист должен: - все виды технического обслуживания и ремонта автомобилей на территории предприятия выполнять только на специально предназначенных для этой цели местах (постах); - после постановки автомобиля на ремонт необходимо вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не запускать - работают люди»; - при ремонте и обслуживании автомобилей на электромеханическом подъемнике на пульт управления вывесить табличку «Не включать – работают люди»; - приступать к техническому обслуживанию и ремонту автомобиля только после того, как он будет очищен от грязи, снега и вымыт; - после постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта обязательно проверить, заторможен ли он стояночным тормозом, выключено ли зажигание (перекрыта ли подача топлива в автомобиле с дизельным двигателем), установлен ли рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, подложены ли специальные противооткатные упоры (башмаки) в количестве не менее двух под колеса и, в случае невыполнения указанных мер безопасности, сделать это самому; - ремонт автомобиля снизу вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника производить только на лежаке; - для безопасного перехода через осмотровые канавы, а также для работы спереди и сзади автомобиля пользоваться переходными мостиками, а для спуска в осмотровую канаву – специально установленными для этой цели лестницами; - снимать или ставить колесо вместе с тормозным барабаном при помощи специальной тележки. Если снятие ступиц затруднено, применять специальные съемники; - все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля производить при неработающем двигателе, за исключением работ, технология проведения которых требует пуска двигателя. Такие работы проводить на специальных постах, где предусмотрен отсос отработанных газов; - снимать двигатель с автомобиля и устанавливать на него только тогда, когда автомобиль находится на колесах или на специальных подставках – козелках; - при разборочно–сборочных и других крепежных операциях, требующих больших физических усилий, применять съемники, гайковерты и т. п. приспособления, трудно отворачиваемые гайки при необходимости предварительно смачивать керосином или специальным составом; - перед началом работы с грузоподъемным механизмом убедиться в его исправности и соответствии веса поднимаемого агрегата грузоподъемности, указанной на трафарете грузоподъемного механизма, не истек ли срок его испытания, а на съемных грузозахватных приспособлениях – наличие бирок, с указанием допустимой массы поднимаемого груза; - перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения, и смазки, когда возможно вытекание жидкости, сначала слить из них топливо, масло или охлаждающую жидкость в специальную тару; - перед снятием рессоры обязательно разгрузить ее от веса автомобиля путем поднятия передней или задней части автомобиля с последующей установкой рамы на козелки; - при работе на поворотном стенде-опрокидывателе надежно укрепить автомобиль, предварительно слив топливо и охлаждающую жидкость, закрыть плотно маслозаливную горловину и снять аккумуляторную батарею; - при ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей с высокими кузовами пользоваться подмостями или лестницами – стремянками; - ремонтировать топливные баки только после полного удаления остатков топлива и обезвреживания; - при работе электроинструментом напряжением более 42 В пользоваться защитными средствами (диэлектрическими резиновыми перчатками, калошами, ковриками), выдаваемыми совместно с электроинструментом; - при работе с этилированным бензином или деталями двигателя, работающего на этилированном бензине, соблюдать следующие требования: обезвредить детали керосином, немедленно удалить пролитый бензин, а это место обезвредить (нейтрализовать) раствором хлорной извести, перелить этилированный бензин с помощью специального приспособления. 3.2. Во время работы запрещается: - выполнять работы под автомобилем или агрегатом, вывешенным только на подъемном механизме (кроме стационарных электроподъемников) без подставки козелков или других страхующих устройств; - поднимать агрегаты при косом натяжении троса или цепи подъемного механизма, а также зачаливать агрегаты стропом, проволокой и т.п.; - работать под поднятым кузовом автомобиля – самосвала, самосвального прицепа без специального инвентарного фиксирующего приспособления; - использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора; - работать с поврежденными или неправильно установленными упорами; - выполнять какие-либо работы при наличии баллонов, находящихся под давлением; - переносить электрический инструмент, держа его за кабель, а также касаться рукой вращающихся частей до их остановки; - сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, направлять струю воздуха на стоящих рядом людей или на себя; - хранить на рабочем месте промасленные обтирочные материалы и хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными; - применять этилированный бензин для мытья деталей, рук и т.д.; - засасывать бензин ртом через шланг; - мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями; - загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой, снятыми агрегатами и т.п.; - хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов; - выносить специальную одежду, загрязненную этилированным бензином, с предприятия, а также входить в ней в служебные помещения; - применять приставные лестницы; - выпускать сжатый газ в атмосферу; - при открывании и закрывании магистрального и расходного вентилей применять дополнительные рычаги; - использовать для крепления шлангов проволоку или иные предметы; - скручивать, сплющивать и перегибать шланги и трубки, использовать замасленные шланги; - использовать гайки и болты со смятыми гранями; - держать мелкие детали руками при их сверлении; - устанавливать прокладки между зевом ключа и гранями гаек, болтов, а также наращивать ключи трубами или другими предметами; - применять сухую хлорную известь для обезвреживания места, облитого этилированным бензином; - толкать или тянуть руками вывешенные на подъемных механизмах агрегаты; - работать при получении сигнала о перемещении конвейера.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях. 4.1. О каждом несчастном случае, происшедшем в его присутствии, специалист должен немедленно сообщить работодателю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение. Если несчастный случай произошел с самим слесарем, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся работодателю или попросить сделать это кого-либо из окружающих. 4.2. В случае возникновения пожара немедленно сообщить в пожарную охрану, работодателю и приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.
5. Требования безопасности по окончании работы. 5.1. По окончании работы специалист обязан: - отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию; - привести в порядок рабочее место, убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место; - если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки, запрещается оставлять автомобиль, агрегат, вывешенный только подъемным механизмом; - снять средства индивидуальной защиты и убрать в предназначенное для них место, своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт; - вымыть руки с мылом, а после работы с деталями и узлами двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо предварительно обмыть руки керосином; - обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя; - доложить о выполнении или невыполнении порученной работы, о замечаниях по работе приспособлений и механизмов; - тщательно вымыть руки или принять душ.
|