Содержание
Введение Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения 1.Определение ЧС 2.Классификация чрезвычайных ситуаций 3.Источники чрезвычайных ситуаций 3.1.Чрезвычайные ситуации природного происхождения 3.2.Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения 4. Категории пожаровзрывоопасных объектов Заключение Список литературы
Тест № 12
Введение
В жизни все отклонения от обычного, нормального мы называем чрезвычайным происшествием или ситуацией. Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным). Негативные воздействия факторов природной среды проявляются главным образом в чрезвычайных ситуациях. Эти ситуации могут быть следствием как стихийных бедствий, так и производственной деятельности человека. В целях локализации и ликвидации негативных воздействий, возникающих в чрезвычайных ситуациях, создаются специальные службы, разрабатываются правовые основы и создаются материальные средства для их деятельности. Большое значение имеет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, а также подготовка специальных кадров в области безопасности жизнедеятельности.
Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения
1. Определение ЧС Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. 2. Классификация чрезвычайных ситуаций
ЧС классифицируются по природе возникновения, по масштабу, по причине возникновения, по скорости развития, по ведомственной принадлежности, по возможности предотвращения.
3. Источники чрезвычайных ситуаций
3.1.Чрезвычайные ситуации природного происхождения
геологические и геофизические явления: землетрясения, оползни, просадка поверхности, эрозия почв и др.; гидрологические и гидрогеологические явления: наводнения, половодья, паводки, низкие и высокие уровни грунтовых вод, ранний ледостав, затопления и др.; метеорологические и агрометеорологические явления: бури, ураганы, смерчи, шквалы, вертикальные вихри; дождь, если количество осадков 50 мм и более в течение 12 часов и менее или суммарно 150 мм и более в течение 2 – 3 суток; сильный снегопад, если количество осадков 20 см и более за 12 часов и менее; гроза, крупный град (диаметр градин 20 мм и более); сильная метель, если в течение 12 часов и более преобладающая скорость ветра 15 м/с и более с выпадением снега; сильный гололед, если диаметр отложений на проводах 20 мм и более; сильный мороз, если температура воздуха достигает -380С и ниже; сильная жара, если температура воздуха достигает +380С и выше; заморозки, если температура 00С и ниже в июне – августе, приводящие к гибели сельскохозяйственной продукции не менее, чем на 1/3 территории административного района; засуха, если наблюдается сочетание высоких температур, дефицита осадков, низкой влажности воздуха, малых влагозапасов в почве, приводящие к снижению урожая или его гибели не менее, как на 1/3 территории административного района; суховей, если температура воздуха составляет +250С и выше, при скорости ветра более 5 м/c и низкой влажности; сильный туман, если видимость менее 100 м; природные пожары (лесные, полевые, торфяные) и др.
космические явления: (падения на Землю космических тел, опасные космические излучения и др.); гелиофизические явления: (нарушение условий распространения радиоволн и др.). Одна или несколько составляющих опасного природного процесса или явления могут представлять собой поражающий фактор. Последний фактор может проявляться физическими, химическими, биологическими действиями. Эти действия наносят ущерб транспортным коммуникациям, промышленным, сельскохозяйственным предприятиям, населенным пунктам, наносят ущерб природной среде, приводят к гибели людей или наносится ущерб их здоровью. Чтобы подчеркнуть степень опасности природного явления или процесса пользуются таким понятием, как стихийное бедствие. Стихийное бедствие – это разрушительное природное и (или) природно-антропогенное явление или процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
3.2.Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения транспортные аварии и катастрофы: (железнодорожные, авиационные. автомобильные, на газопроводах и нефтепроводах, продуктопроводах, линиях электропередач, на водном транспорте, в метро); пожары и взрывы на объектах; аварии и катастрофы на объектах с выбросом вредных веществ: (радио активных веществ, сильно действующих ядовитых веществ и др.); аварии и катастрофы на коммунальных системах жизнеобеспечения: (канализация, водоснабжение, электроснабжение и др.); аварии и катастрофы на очистных сооружениях;
гидродинамические аварии и катастрофы: (прорыв плотин, дамб); обрушение зданий и сооружений; аварии на электросистемах. Авария – это опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде. Катастрофа – это крупная авария, как правило, с человеческими жертвами. Техногенная опасность – это состояние, внутренне присуще технической системе, промышленному или транспортному объекту, обладающих энергией. Высвобождение этой энергии в виде поражающего фактора может нанести ущерб человеку и окружающей среде. Поражающий фактор источника техногенной ЧС – это составляющая опасного происшествия, характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Поражающее воздействие источника техногенной ЧС – это негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника техногенной ЧС на жизнь и здоровье людей, на сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. Различают промышленные аварии и катастрофы, пожары и взрывы на хозяйственных объектах, транспортные происшествия, гидродинамические происшествия. Промышленная авария – авария на промышленном объекте, в технической системе или на промышленной установке. Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьезному ущербу окружающей природной среде. Последствия промышленных аварий и катастроф чаще всего ограничиваются территорией промышленного объекта. Техногенные ЧС в порядке убывания по количеству распределяются так: аварии на промышленных объектах, дорожно-транспортные происшествия, аварии в зданиях жилого и социально-бытового назначения, химические аварии и т.д. Основными причинами крупных техногенных аварий являются: отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации; многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность крупной аварии на них весьма высока и оценивается величиной 10-4 и более; ошибочные действия операторов технических систем; статистические данные показывают, что более 60% аварий происходит в результате ошибок обслуживающего персонала; концентрация различных производств в промышленных зонах без должного изучения их взаимовлияния; высокий энергетический уровень технических систем; внешние негативные воздействия на объекты энергетики, транспорта и др. Конкретными причинами аварий и катастроф являются такие явления, как статическое электричество, приводящее к взрывам и пожарам; разгерметизация баллонов и емкостей при перевозке сжатых и сжиженных газов; старение систем и отдельных механизмов (снижение механической прочности); нарушение технологического режима и др. Ежегодно в мире происходит более 500 млн. техногенных происшествий. В результате миллионы людей погибают или становятся инвалидами. Учитывая, что различные ЧС техногенного характера имеют свою специфику, рассмотрим наиболее распространенные аварии и катастрофы. Опасные транспортные происшествия Транспорт является связующим звеном современного народного хозяйства. Транспортными средствами перевозится и все то, что может гореть, взрываться и загрязнять природную среду. Происшествия на транспорте происходят в форме аварий и катастроф. Транспортная авария – это авария транспортного средства, повлекшая за собой гибель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреждений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Транспортная катастрофа – это крупная авария со значительными человеческими жертвами. Транспортные аварии разделяют по видам транспорта, на котором они произошли, и (или) по поражающим факторам опасных грузов. Известно, что более 50% аварий и катастроф в народном хозяйстве приходится на транспорт. Степень риска гибели при передвижении на различных видах транспорта разная. Наиболее безопасный вид транспорта для пассажиров – городской автобус, а наиболее опасный – легковой автомобиль и мотоцикл. Дорожно-транспортые происшествия Дорожно- транспортное происшествие – это транспортная авария, возникшая в процессе дорожного движения с участием транспортного средства и повлекшая за собой гибель людей и (или) причинение им тяжелых телесных повреждений, повреждения транспортных средств, дорог, сооружений, грузов или иной материальный ущерб. Ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) погибает более 2 млн человек, а общее число лиц, получивших травмы превышает 15 миллионов человек. В РФ ежегодно происходит от 7000 до 8000 ДТП, при этом ежегодно погибают 1,5–2 тыс. человек, травмы и ранения получают несколько тысяч человек, многие становятся инвалидами. Наибольшее число ДТП происходит в июле – октябре. Наиболее распространенными видами ДТП являются: наезды на пешеходов, столкновение транспортных средств и их опрокидывание. Основными причинами ДТП являются: низкий профессиональный уровень отдельных водителей; невоспитанность, беспечность и самонадеянность как водителей, так и пешеходов; управление автомобилем в нетрезвом состоянии; неисправности машины; плохие дороги; воздействие на психическое и физиологическое состояние водителя и пешеходов естесственных и антропогенных экологических факторов, неблагоприятные метеорологические условия и др.
Аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте Опасные происшествия на железнодорожном транспорте происходят в виде крушения поездов, железнодорожных аварий и катастроф. Крушение поезда – это столкновение пассажирского или грузового поезда с другим поездом или подвижным составом, сход поезда с железнодорожного пути, в результате которых погибли и (или) ранены люди, разбиты локомотив или вагоны. Железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог до степени капитального ремонта и (или) гибель одного или нескольких человек, причинение пострадавшим телесных повреждений. Железнодорожная катастрофа – железнодорожная авария, как правило, с человеческими жертвами. Основными причинами аварий и крушений поездов на железнодорожном транспорте являются: неисправность пути, подвижного состава и технических средств управления; ошибки работников, отвечающих за безопасность движения поездов; нарушение правил переезда железнодорожных путей автомобильным транспортом и др. Более 40% железнодорожных аварий происходит по вине путейских рабочих. Среди катастроф, крушений поездов и аварий различают: сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы на подвижном составе, столкновение поездов между собой. Следствием аварий и катастроф на станциях и перегонах являются: • взрывы опасных грузов, приводящие к разрушению пути, вагонов, локомотивов, сооружений, зданий депо; • пожары подвижного состава, станционных построек и других сооружений; • разлив или выброс в атмосферу агрессивных или ядовитых веществ; • поражение железнодорожных работников, пассажиров огнем, взрывами, ядовитыми жидкостями и газами; • значительный материальный ущерб железнодорожному хозяйству, уничтожение перевозимых грузов. В зависимости от численности пострадавших различают 5 категорий железнодорожных аварий и катастроф: первая категория – пострадало 1–5 человек; вторая категория – пострадало 6–11 человек; третья категория –пострадало 16–30 человек; четвертая категория – пострадало 31–50 человек; пятая категория – пострадало более 50 человек. Аварии и катастрофы на воздушном транспорте В гражданской авиации случаи полного или частичного разрушения воздушного судна, имеющего на борту пассажиров, принято называть авиационными происшествиями. Они могут произойти как в воздухе, так и на земле. Авиапроисшествия делят на катастрофы, аварии и поломки. Авиакатастрофа – опасное происшествие на воздушном судне, в полете или в процессе эвакуации, приведшее к гибели или пропаже без вести людей, причинению пострадавшим телесных повреждений, разрушению или повреждению судна и перевозимых на нем материальных ценностей. Основные причины, которые приводят к авиапроисшествиям, можно объединитть в следующие группы: ошибки человека – 50 – 60%, отказ техники – 15–30%, воздействие внешней среды – 10–20%, прочие – 5–10%. Более половины авиапроисшествий происходит на аэродромах и прилегающей территории. По элементам полета они распределяются: взлет –30%, крейсерский полет – 18%, заход на посадку – 16%, посадка – 36%. Возможны следующие типы аварийных ситуаций в полете: декомпрессия (разреженный водух в салоне) при разгерметизации самолета, пожар в самолете, удар при падении или посадке самолета.
Аварии и катастрофы на водном транспорте Принята следующая классификация аварий и катастроф на водном транспорте: кораблекрушение – гибель судна или его полное разрушение; авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 40 часов (пассажирского 12 часов); аварийное происшествие. Одной из основных причин аварий на речном транспорте является человек. К наиболее тяжелым последствиям при авариях и катастрофах можно отнести пожары, взрывы, разлив нефтепродуктов и ядовитых веществ. Аварии на трубопроводном транспорте Авария на трубопроводе – это авария на трассе трубопровода, связанная с выбросом или выливом под давлением опасных химических или пожаровзрывоопасных веществ, приводящая к возникновению техногенной ЧС. В зависимости от вида транспортируемого продукта аварии на магистральных трубопроводах могут представлять ту или иную опасность – от возможной гибели людей до нанесения вреда экономике и природной среде. Пожары и взрывы на объектах хозяйствования Пожары и взрывы происходят на пожаровзрывоопасных объектах и в жилых массивах. Пожаровзрывоопасный объект (ПВОО) – это объект, на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и пожаровзрывоопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения техногенной ЧС. Взрыв – быстропротекающий процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением значительного количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способная привести или приводящая к возникновению техногенной ЧС. Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей и опасность для природной среды.
4. Категории пожаровзрывоопасных объектов
Категория А – взрывопожароопасные объекты (химические предприя тия нефтеперерабатывающие заводы, трубопроводы, склады нефтепродуктов). Категория Б – взрывопожароопасные объекты (цеха приготовления и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц). Категория В – пожароопасные объекты (деревообрабатывающие, столярные, модельные, лесопильные производства). Категория Е – взрывоопасные объекты (некоторые вещества, способные взрываться, но не способные гореть). Пожары в крупных населенных пунктах могут быть: отдельными, массовыми и сплошными. Отдельные пожары – пожары, возникающие в отдельном здании или сооружении. Массовые пожары – пожары, когда горит более 25% зданий. Сплошные пожары – пожары, когда пламенем охвачено до 90% зданий. Разновидностью сплошного пожара является огневой шторм. Он возможен, если площадь пожара превышает 250 га. Особенностью огневого шторма является то, что за счет восходящих потоков воздуха скорость ветра от периметра к центру пожара может достигать 60 км/ч. Такой пожар потушить невозможно. Источниками пожара или взрыва обычно являются: горящие или накаленные тела, электрические разряды, тепловые проявления химических реакций и механических воздействий, искры от удара и трения, ударная волна, солнечная радиация, электромагнитные и другие излучения. Поражающими факторами пожара являются: открытый огонь и искры; повышенная температура воздуха и окружающих предметов; токсичные продукты горения; пониженная концентрация кислорода; разрушение или повреждение зданий, сооружений, установок; возможность взрыва. Поражающими факторами взрыва являются: ударная волна; пламя и пожар; разрушение оборудования, конструкций зданий, коммуникаций; образование при взрыве и (или) утечка из поврежденных аппаратов вредных веществ, содержание их в воздухе в количествах, превышающих предельно допустимые; осколочное поле. При пожарах и взрывах человек может получить ожоги различной степени, травмы, ранения, отравление продуктами горения, поражения электрическим током, а в окружающей среде могут произойти негативные разрушения.
Заключение Каждая чрезвычайная ситуация характеризуется своеобразием последствий, причиняемых здоровью людей и народному хозяйству. Наиболее тяжкие последствия приносят природные катастрофы и стихийные бедствия. Анализ совокупности негативных факторов, действующих в настоящее время в техносфере, показывает, что приоритетное влияние имеют антропогенные негативные воздействия, среди которых преобладают техногенные. Они сформировались в результате преобразующей деятельности человека и изменений в биосферных процессах, обусловленных этой деятельностью. Большинство факторов носит характер прямого воздействия (яды, шум, вибрации и т. п.). Однако в последние годы широкое распространение получают вторичные факторы (фотохимический смог, кислотные дожди и др.), возникающие в среде обитания в результате химических или энергетических процессов взаимодействия первичных факторов между собой или с компонентами биосферы. Уровни и масштабы воздействия негативных факторов постоянно нарастают и в ряде регионов техносферы достигли таких значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений. Под влиянием этих негативных воздействий изменяется окружающий нас мир и его восприятие человеком, происходят изменения в процессах деятельности и отдыха людей, в организме человека возникают патологические изменения и т. п. Практика показывает, что решить задачу полного устранения негативных воздействий в техносфере нельзя. Для обеспечения защиты в условиях техносферы реально лишь ограничить воздействие негативных факторов их допустимыми уровнями с учетом их сочетанного (одновременного) действия. Соблюдение предельно допустимых уровней воздействия – один из основных путей обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.
Список литературы 1.Чрезвычайные ситуации и защита от них. Сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г. 2. Чрезвычайные ситуации. Энергия: экономика, техника, экология, 2000 г. 3. Причины и последствия стихийных бедствий и катастроф. Мешков Н. Основы безопасности жизни. 1998 г. 4. Проблемы безопасности при ЧС. 1999 г. Власов и др.
|