СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Секты 1.1. Секта как понятие 1.2. Основные признаки секты 1.3. Виды сект 2. Как попадают в секту Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ Религия появилась множество тысячелетий назад почти сразу с появлением человека. Такова человеческая натура, он все время во что-то верит. По началу это были силы природы, животные, далее стало развиваться язычество и различные религии. На данный момент тремя основными религиями являются буддизм, ислам и христианство. Секты и ереси существовали во все времена во всех религиозных системах. Отчасти этот факт объясняет сама природа человека, поражённая грехом гордыни и непослушания. Каждый, считающий себя знатоком, настойчиво пытается доказать, что именно он лучше других осведомлён о том, каков Бог "на самом деле" и какова Его воля в отношении мира и человека. При этом у всякого, даже самого абсурдного учения, находятся ревностные последователи и защитники, принимающиеся активно пропагандировать "открытие" нового "пророка". Такова приблизительная и наиболее общая схема возникновения лжеучений. Проблема сект на сегодняшний день довольно актуальна. Многие люди, недостаточно зная все аспекты этого дела, вступают в данные религиозные организации. Они наивно ищут ответы в таких организациях, попадаясь в ловушку мнимой любви и понимания. Часто люди превращаются в рабов, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся их жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ними и остальным миром создается стена отчуждения, они отдают организации свое имущество, свои силы, здоровье... Часто это кончается сумасшествием или самоубийством (иногда убийством). Это приводит к разрушенным семьям и сломанным жизням. На 2008 год в Казахстане насчитывалось 1870 религиозных образований, с общим числом приверженцев зашкаливающих 40 тысяч. Конституция Республики Казахстан предусматривает свободу вероисповедания, но иногда становится сложно отделить секту от основной веры. В нашем государстве запрещены только те организации, действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. В случае сект, имеющих не террористический характер мы должны защитить себя сами.
1 СЕКТЫ 1.1 СЕКТА КАК ПОНЯТИЕ Среднестатистический человек принимает слово «секта» как нечто отрицательное, но при этом не может объяснить значения этого слова. Некоторые считают, что секта - это "группа религиозных фанатиков". В нашей работе мы рассмотрим пару определений «секты», как слова и «секты» как термина, причем с разных точек зрения. Согласно Толковому словарю В.Даля, секта – братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь. Д. Н. Ушаков определил слово «секта» как «1. религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение 2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (неодобрит.)» С. И. Ожегов: секта — 1) религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее[5]; 2) группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (книжн. неодобр.) Ф. Н. Петров : «Секта — религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви; замкнутая группа, чуждающаяся широких масс». Общее определение секты: Секта –любая группа (религиозная или нерелигиозная, отделившаяся или новая), имеющая своё учение и свою практику, отличные от господствующей церкви или идеологии. Следует отметить необходимость различать понятия "секта" и "тоталитарная секта". Сектами можно назвать большинство новых религиозных движений как выходцев из ответвлений от каких-либо традиционных религий, и это слово не несет в себе характеристики такой организации как чего-то плохого. Напротив, религиозные секты могут оказывать культурообразующее влияние на традиции народов, сами постепенно превращаясь в мощные религиозные позитивные движения, отличаясь от материнской религии только какими-то догматами. Примером здесь может служить протестантство. Но среди всей массы религиозных движений есть целый пласт таких, деятельность которых идет вразрез со светскими законами ("АУМ Синрике", "Свидетели Иеговы", "Белое Братство" и др.) или доктрины которых прямо призывают к насилию над людьми из внекультового социума ("Церковь сатаны" и др.). Слово «секта» происходит от латинского secare — «отделять» или от sequi — «следую» Первоначально оно означало: «школа», «учение». В современном неконфессиональном религиоведении (стоящем на позициях атеизма) секта определяется как "оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям" («Основы религиоведения» М., ВШ., 1994, с. 60). Этому типу религиозного объединения присущи определённые характерные признаки, такие как претензия на исключительность, равенство членов и т. д. Несмотря на то, что ряд признаков указан верно, такое определение секты представляется слишком общим. Оно, в принципе, повторяет марксистское определение секты как "совокупности религиозных групп и общин, отделившихся от господствующего религиозного направления и оппозиционных по отношению к нему". Под это определение подходит целый ряд протестантских деноминаций, которые никак не могут быть отнесены к сектам. Сами протестанты (главным образом, евангелисты и баптисты) выделяют два понятия: «секта» и «культ». Под сектой обычно понимается иерархически независимое религиозное объединение в рамках той или иной конфессии. Так, некоторые американские баптисты называют себя сектантами, воспринимая слово «секта» исключительно в положительном смысле. Впрочем, и между баптистами в этом вопросе единства нет. Для обозначения неортодоксальных, с точки зрения евангелического христианства, групп используется термин «культ». При этом к культам относят не только течения, имеющие христианское происхождение (свидетели Иеговы, мормоны, христианская наука и т. д.), но также те группы, которые не имеют никакого отношения к христианству, но действуют в традиционно христианских странах (например, всевозможные «гуру-движения»). К наиболее опасным, с социальной точки зрения, «культам» прибавляется эпитет «деструктивный». Для нас термин «культ» неприемлем уже потому, что само это слово в русском языке имеет совершенно другой смысл. Оно означает почитание кого/чего-либо (от латинского cultus — «уход», «почитание»), и не имеет столь чёткого отрицательного значения, какое вкладывают в него протестанты. Например, когда мы говорим о культе Божией Матери Фатимской, известном католикам всего мира, то вкладываем в понятие «культ» положительный смысл. Для протестантов же любой культ является страшным кощунством и ересью, поэтому само слово всегда имеет отрицательный оттенок. Среди православных исследователей данной проблемы вообще не существует единой устоявшейся терминологии. Используется множество понятий: секта, ересь, лжеучение, псевдодуховное течение, псевдорелигиозное движение и т.д. Под сектами обычно понимают самостоятельные религиозные группы, как христианские, так и псевдохристианские. Такое толкование понятия «секта» в принципе, сходно с протестантским, но, в отличие от него, всегда имеет отрицательный оттенок. «Ересями» обычно называют секты, выделившиеся из православия, «псевдодуховными течениями» — секты с синкретическим учением, «лжеучениями» — секты, у которых отсутствует жёсткая иерархическая структура. Существует также понятие «тоталитарная секта», аналогичное протестантскому «деструктивный культ». Нам представляется, что многих неточностей можно избежать, если чётко определить, из чего выделяется секта, т.е. установить «уровень раскола». При этом мы исходим из такой системы понятий, когда существует несколько различных уровней (а не просто типов) религиозных объединений. Эти условные уровни таковы: I. Религия — наиболее широкий тип религиозного сообщества (например: христианство, ислам, буддизм и т.д.) II. Конфессия (исповедание) — направление в рамках той или иной религии: (в христианстве: католичество, православие, протестантизм, "древневосточные церкви"). III. Деноминация — конкретное течение или "церковь" в рамках определенной конфессии. (Например: Украинская греко-католическая церковь, Грузинская Православная Церковь, Англиканская Церковь, баптисты, пятидесятники и т. д.) Так, если какая-либо группа отделяется на уровне конфессии, (т. е. начинает отрицать постулаты какой-либо конфессии, не отрицая при этом общехристианских догматов) — мы имеем дело с деноминацией (Пример: "старокатолики"). То же самое происходит, если раскол происходит в самой деноминации (например, какая-нибудь группа отделяется от Баптистской церкви и образует самостоятельное евангелическое течение). Если же выделение группы происходит на уровне религии, т. е., если речь идёт о христианстве, группа отрекается от положений вероучения, признаваемых всеми христианами (Никео-Константинопольского либо Апостольского символа веры), такая группа с полным основанием может считаться сектой. Исходя из этого, определение секты может иметь такой вид: Секта — это замкнутая религиозная группа, выделившаяся из какой-либо традиционной религии, и имеющая собственную доктрину, основанную на искажении или отрицании фундаментальных положений той религии из которой данная группа выделилась. И данное определение является основным в данной работе.
1.2 ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СЕКТ В большей или меньшей степени секты характеризуются следующими признаками: 1. Лидер Важнейший из признаков этой группы — наличие амбициозного харизматического лидера или основателя ("гуру"), послушание которому является главной обязанностью всех членов секты. Современный лидер или покойный основатель является предметом обожания и непререкаемым авторитетом. При этом современный лидер может не обладать качествами основателя, однако засчёт его авторитета держать сектантов в повиновении. Лидер или основатель секты всегда почитается как посланник Бога — носитель особого послания человечеству, или как сам Бог. Амбициозным лидер называется потому, что, как правило, сам верит в свою исключительность и присваивает себе невероятные эпитеты и титулы. Так, основатель церкви мормонов Джозеф Смит называл себя пророком и утверждал, что он «единственный, кто когда-либо был способен вести и хранить всю церковь вместе со времён Адама» ("История церкви" т. 6, с. 408). руководитель «Церкви объединения» Миунг Сан Мун почитается последователями как «учитель и истинный родитель», Джон Стивенс («Путь») считал себя апостолом, Верон Хоуэл, он же Дэвид Кореш («Ветвь Давидова») — Иисусом Христом, также как Сёко Асахара («Аум Синрикё»), Виссарион («Община единой веры») и ряд других. Марина Цвигун («Белое братство») считала себя воплощением одновременно Евы, Афродиты, княгини Ольги, Елены Рерих, Моисея, Христа и т. д., а Элизабет Клер Профет («Церковь всеобщая и торжествующая») скромно именовала себя «хозяином Вселенной» 2. Религиозная реклама (маркетинг). Секты всегда заняты, как на базаре навязыванием своего товара, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, но к страстям, к подсознанию. Религиозный маркетинг - это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление. Сюда относятся все виды рекламы в средствах массовой информации, уличная реклама, почтовая реклама. Это и назойливые приглашения посетить собрания или семинары с неопределенными названиями ("изучение Библии" - секта Муна, иеговисты; "изучение английского языка" - мормоны; "собрание всех, кто обеспокоен судьбой России" - рериховское движение, секта "Святая Русь"; "фестивали и семинары по вопросам семейной жизни" - секта Муна, "психологическая дрессировка (тренинг), разрешение проблем общения" - секта сайентологии; "воспитание детей, благотворительные концерты" - секта "Семья"; "семинары по вопросам педагогики и медицины" - секты Акбашева). Это и частая маскировка под Православие с использованием православных символов псевдохристианскими течениями, рериховским движением (например, "Духовный центр им. Сергия Радонежского") и экстрасенсами, адептами движения New Age. 3. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление. Религиозная реклама (маркетинг) - следствие сектантской установки на постоянную вербовку новых сторонников (адептов). Новичок всегда окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У мунитов это называется "бомбардировка любовью": у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется "сэндвич" - два сектанта должны буквально зажать как в тисках человека и не отпускать даже когда он отправляется в туалет). В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда находят компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах "исповеди" или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих "собратьев," угрозам и шантажу. 4. Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого завлекают в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение - одно для рекламы своей секты, для придания ей "человеческого лица", а другое – для внутреннего пользования. Действительно, кто бы захотел посещать "семинары по Библии" у мунитов, если бы сразу был уведомлен, что основатель этой секты - оккультист, многоженец и хулиган, провозгласивший Спасителя неудачником, а самого себя - "христом," то есть с точки зрения христианства - антихрист? Кто бы пошел в гости к рериханцам в "Духовный центр им. Сергия Радонежского," если бы знал, что здесь не веруют ни в Воскресение Христово, ни вообще в Бога, а, вслед за основателями, восхваляют сатану и практикуют идолослужение? 5. Иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен быть посвящен на определенную ступень иерархии в секте. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень. Например, в секте Муна существует "лестница" из многих семинаров - вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцати однодневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты. В секте сайентологии Рона Хаббарда, человек оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т.д. То же характерно для секты последователей "живой этики": ступенчатое посвящение в тайны "учения" по мере более активного участия в деятельности секты. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам. 6. Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина "более свежая," чем истины всех прочих, особенно же - традиционных религий. Эти "истины" получаются сверхъестественным путем, через "откровения," видения, контакты с духами (например, Мун общался с духом, который назвался "Христом" и дал указание создать секту). Разумеется, все существовавшее в истории человечества до такого "счастливого озарения," объявляется ошибкой и недоразумением (в секте того же Муна сектанты должны держаться мнения о том, что их родина - именно Корея, которую осчастливил своим рождением "преподобный" Мун; для "свидетелей Иеговы" любовь к Отечеству абсурдна, и солдаты, погибшие за Родину - безумцы; рерихианцы верят, что весь мир пребывал во тьме суеверий до того, как появилась возможность читать сочиненную Рерихами "агни-йогу."). Основатели сект - люди, которых последователи наделяют божественными качествами, многие прямо провозглашают себя "христами": Мун, С. Тороп ("Виссарион"), М. Цвигун ("Мария Дэви"), Т.Ф. Акбашев (считает "иисусом" не только себя, но и своих учеников), Секо Асахара, и множество других. Не иначе как "матерью мира" именуют Елену Рерих адепты рериховского движения. Общение, непосредственное или "духовное," мысленное, с лидерами-основателями должно доставлять невероятное счастье сектантам, их распоряжения должны выполняться с энтузиазмом. По мысленному приказу от фотографии Шри Матаджи (секта "сахаджа-йога") молодая женщина садистски убила свою полуторагодовалую дочь. 7. Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев (мерила), духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической. 8. Духовный элитизм (избранничество). Членам секты внушается мысль о том, что они - единственно спасенные люди, что все окружающие - люди "второго сорта," обреченные на погибель потому, что не разделяют учения секты. Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе. В сектах оккультного направления делается упор на "самосовершенствование," то есть развитие в человеке пара-нормальных способностей, отличающих членов секты от обычных людей. 9. Замкнутость секты и противопоставление её всему остальному человечеству. Для сектантов мир существует как бы в чёрно-белом изображении, когда «белое» — секта и всё, что с ней связано, «чёрное» — всё остальное. Замкнутость проявляется в том, что круг общения сектантов ограничивается исключительно членами секты, контакты со всеми остальными людьми, включая самых близких родственников считаются нежелательными. Все люди делятся на «своих» — т.е. членов секты и «чужих», которые в свою очередь подразделяются на «врагов» и потенциальных неофитов. 10. Сплоченность Такое видение мира способствует формированию иллюзии сплочённости индивидов в коллективе, также являющейся характерным признаком сект. Сектанты чувствуют себя единой семьёй, собравшейся вокруг любящего отца и учителя — «гуру», и окружённой врагами и гонителями. Они не мыслят своего существования вне секты и готовы на всё, лишь бы не оказаться выброшенными в пугающий их мир. Разумеется, любое унижение, а, зачастую, и угнетение рядовых членов секты руководством при таком отношении не вызывает никакого сопротивления. Следует также отметить, что такая сплочённость является лишь иллюзией, т.к. в любой секте, как правило, принята система доносов и слежки «братьев» и «сестёр» друг за другом. Все подозревают друг друга и готовы съесть своего «брата» живьём при малейшем намёке на «неблагонадёжность», но, в то же время, убеждены, что являются общиной, в которой царит любовь и взаимное уважение. 11. Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации - контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами жизни человека. Для достижения этой цели вступивших в секты вырывают из привычной жизни, лишают знакомого круга общения. Во многих сектах используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под "ашрамы" или "монастыри," часто перенаселенные. Адепты имеют интенсивный распорядок дня, ограничиваются во сне и пище, ведут напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. В некоторых движениях для достижения контроля над адептами прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество (квартиры чаще всего или продаются, или отдаются для устройства офисов секты или "ашрамов"), а иногда и свою жизнь. Секты редко довольствуются своим влиянием только на адептов, но обычно стремятся его распространить на членов их семей, близких людей, знакомых. Дети сектантов должны воспитываться в духе сектантского учения и вырастают преданными сторонниками. По мнению специалистов, именно из их числа могут быть сформированы отряды для осуществления террористических актов. 12. Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, "Свидетели Иеговы," сайентология Рона Хаббарда, и другие, являются крупными промышленными и финансовыми "империями," стремящимися получить власть над всем миром. Например, "Манифест Варнашрамы," один из документов "Международного общества сознания Кришны," пишет о грядущем обществе "победившего кришнаизма" как об обществе кастовом, разделенном на сверхчеловеков - кришнаитов и рабов-шудр, которым предназначен тяжелый и беспросветный труд, а всемогущая элита будет решать, например, к какому сословию будет принадлежать новорожденный младенец. "Свидетели Иеговы" вещают о необходимости устроения "нового мирового порядка" возглавляемого "единым правительством," состоящим только из членов этой секты. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина. 13. Экзальтация Для культовых собраний сектантов свойственна религиозная экзальтация — сильное эмоциональное возбуждение, поддерживаемое общим пением, раскачиванием, хлопаньем в ладоши, возгласами и т. п. Нередко случаются экстазы, бред, которые объясняются действием Святого Духа или каких-либо «божественных сил» и всячески поощряются. Экзальтация особенно характерна для сект «нового времени». 1.3 ВИДЫ СЕКТ Существует несколько способов классификации сект. Рассмотрим два наиболее распространённых типа классификаций: "по происхождению" и "по подобию". I. По происхождению секты условно делятся на: a) «западные»; b) «восточные»; c) «нового времени»; d) «нео-языческие». а) «Западные» секты происходят из Европы или Америки и имеют христианские корни. В их доктрине главное место занимает искажённое (порой до неузнаваемости) христианское учение, разбавленное элементами других религиозных систем. Характерными «западными» сектами можно считать свидетелей Иеговы, мормонов и Христианскую науку. b) В «восточных» сектах основу доктрины составляют элементы восточных религий: индуизма, буддизма, ислама и др. К таким сектам относятся все американские «гуру-движения», «Общество сознания Кришны», «церковь объединения» Муна и ряд других. c) К «нео-языческим» относятся секты, чьё учение базируется на крайнем национализме и "обращении к языческим корням народа". Представители сект этого типа склонны винить христиан во всех бедах своего народа, от военных поражений до экологических проблем. Примерами таких сект могут служить русские «венеды», а также культ Даждьбога, распространённый среди украинских эмигрантов в Канаде. d) Секты «нового времени» являются порождением ХХ века. Большинство из них связаны с современным неогностическим движением «New age». Отличительной особенностью этого типа сект является синкретизм: т.е. сочетание своеобразно трактуемых элементов христианства, восточного мистицизма и оккультизма. Секты «нового времени», такие как «церковь всеобщая и торжествующая», «форум» и др. получили сегодня огромное распространение в Западной Европе и Америке, и начинают активно проникать в Россию, где «Нью-эйдж» завоёвывает позиции при помощи многочисленных экстрасенсов и оккультно-языческих групп типа «Тезаурус». II. По подобию секты условно делятся на: a) «церквеобразные»; b) «наукообразные терапевтические»; c) «оккультно-эзотерические». а) «Церквеобразные» секты строят свою организацию по подобию христианских церквей. Вследствие этого, неискушённые люди принимают их за деноминации, и не замечают исходящей от таких сект опасности. Этот тип сект всегда имеет жёсткую иерархическую структуру и разветвлённую сеть специальных оплачиваемых служителей. К числу «церквеобразных» сект относятся, прежде всего, свидетели Иеговы и мормоны. b) «Наукообразные-терапевтические» секты зачастую скрывают своё отношение к религии, выдавая себя за группы независимых последователей какого-либо оздоровительного учения, разумеется, научно обоснованного. В таких сектах новообращённым последователям предлагается (порой за известную сумму денег) пройти курс «духовного очищения», «умственного и физического оздоровления», «развития своих способностей» и т.п. Наиболее яркими представителями «наукообразных терапевтических» сект являются: "Центр дианетики", "Умственный контроль Сильвы", "церковь развития своих способностей" и др. К сожалению, на удочку таких сект попадаются и христиане традиционных конфессий, жаждущие обрести «духовное здоровье» за стенами своих церквей. с) «Оккультно-эзотерические» секты обычно подражают тайным мистическим культам древности и активно используют гадания, магию и другие оккультные приёмы. К этому типу сект относятся все группы «New age», масонские и розенкрейцерские группы, общины дьяволопоклонников. По другой квалификации секты также можно разделить на : 1. Неоориенталистичиские (то есть восточные)– модернизация разных вариантов индуизма и буддизма. К ним належат «Общество Сознания Кришни», «Тихоокеанский дзенбуддийський центр», «Миссия Божественного света», «Международная коммуна саньясинов», «Трансцендентальная медитация» и тому подобное. Основным есть мистический путь увольнения, то есть пробуждения у человека имманентного божественного начала. Для слияния с божественной природой верующий использует разные способы медитации. 2. Неохристианские объединения – синкретизм христианской идеологии с элементами восточных религий. Это «Церковь Унификации», «Дети Бога», «Церковь Тела Христова» и другие. В них религиозный лидер считается посланцем Бога, который призван принести людям новую весть о спасение, новые моральные установки. 3. Сайентологичное направление – образовывают «Церковь сайентологии», «Космические религии», например «Общество Астариус», которые проповедуют связь Земли и высших космических сил, «космического ума». Для этих культов характерный мистицизм, считается, что физические приборы способные регистрировать биологическую природу, будто сверхъестественных сил, их тайное влияние на человека. 4. Новая магия, спиритизм – новые магические учения и институты, которые объединяют взгляды, практику восточных и западных, давних и современных традиций, а также «спонтанное творчество» новых колдунов и ведьм. К ним належат также разные спиритические секты (движения), которые практикуют общение с душами умерших. 5. «Сатанинские» группы – возвеличивают зло и насилия, проповедуют общения с мистическими источниками зла – демонами, сатаной и другой нечистой силой. Среди них самая известная «Церковь сатаны», которая провозгласила себя антиподом христианства. Сатанизм ведет свое начало из Старинного Ирана, его основные принципы изложены в «Синей книге». Все классификации сект условны, так как многие секты могут быть отнесены сразу к нескольким указанным типам. Особым случаем сект являются тоталитарные секты — религиозные или псевдорелигиозные авторитарные организации, деятельность каждого члена которых (в том числе финансовая и личная жизнь) полностью контролируется религиозной общиной или её духовными лидерами. Именно понятие «тоталитарная секта» значительно усилило отрицательную коннотацию, распространившуюся впоследствии на сам термин секты. Основные отличия тоталитарных сект от других сект и вообще религиозных организаций касаются не их вероучения (как с другими типами сект), а способов привлечения и удержания новых членов. Среди многих признаков, характерных для тоталитарных сект, наиболее характерны два: непрозрачность внутренней структуры и идеологии и обман рядовых членов. Во многих странах общественными или правительственными организациями разрабатываются специальные списки признаков, которые должны позволить отличить тоталитарные секты среди множества религиозных групп. Доказать использование перечисленных приёмов в каждом отдельном случае довольно сложно из-за закрытого характера многих сект (не только тоталитарных), поэтому отнесение конкретных организаций к числу тоталитарных сект является предметом острой полемики. Как и для сект в целом тоталитарных сект характерно наличие выдающегося харизматического лидера («гуру»), хотя для тоталитарных сект такой лидер имеет особую значимость, и оказывает как правило гораздо большее влияние на других членов общины. Провести границу между двумя типами сект — «классическим» и «тоталитарным» — не всегда просто. Секты могут изменяться и, будучи весьма жесткими организациями при своем основании, затем «остепениться» и войти в общественную жизнь. Как правило, тоталитарные секты не долговечны и, по оценке религиоведов, существуют в среднем полтора поколения — пока жив сам «гуру» и пока живы те, кто лично с ним общался. В дальнейшем тоталитарные секты либо исчезают, либо превращаются в обычные секты, которые затем могут развиться в деноминации или отдельные религии. Понятие «тоталитарная секта» в целом соответствует англ. cult в узком понимании этого слова, хотя под этим словом могут подразумеваться не только тоталитарные секты, но и многие новые нетрадиционные секты вообще. Для признания секты «тоталитарной» есть два главных критерия: 1. Несвобода. Стремление вовлечь как можно больше последователей и контролировать все стороны их жизни и деятельности, включая самые потаенные мысли. 2. Враждебность. С одной стороны пропаганда секты строится на отрицании чего-то, каких-то традиций или уложений. С другой стороны, общественное мнение настроено негативно. 3. Позиция официальных властей. Секта признается тоталитарной, если этого требует исполнительная, судебная, законодательная власть, а также СМИ и церковь. Крайней формой тоталитарных сект являются деструктивные секты или деструктивные культы, называемые также секты-убийцы, которые обвиняются в самоубийствах и убийствах других людей. Имеется свыше десяти сект, случаи самоубийств и убийств членами которых хорошо документированы и, как правило, не оспариваются, среди них такие, как «Аум Синрикё», «Ветвь Давида», Армия сопротивления Господа и другие. Самоубийство является крайней, однако, не единственной формой деструкции личности. Многие современные сектоведы считают деструктивными любые секты, вырывающие адепта из социального окружения и / или мешающие принятому в обществе процессу социализации индивидуума. Именно тоталитарные и деструктивные секты несут большую опасность обществу и миру на Земле. 2 КАК ПОПАДАЮТ В СЕКТУ В настоящее время на улице вы можете встретить людей, которые приглашают вас к себе или просят пожертвовать деньги, или предлагают что-то у них купить. В подавляющем большинстве случаев это представители различных сект, которые никогда не сообщают вам, ни для чего нужны эти деньги, ни что за организация вас приглашает. Почти всё, что они сообщают, есть более или менее откровенный обман. Например, на улицах молодые люди продают красивые переводные картинки, различные талисманы, фигуры животных, богов и другие безделушки. Обычно они просят за них довольно дорогую цену, а спросить, почему так много, они ответят: «Мы вам эту картинку (или ещё что-либо) дарим, а вы жертвуете на помощь студентам (или голодающим)». Или, предположим, засовывают вам в ящик листовку: «Хотите узнать себя? Хотите познакомиться с самим собой? Вы можете бесплатно пройти у нас тест». В таких тестах огромное количество подробных, причём очень интимных вопросов, и человек, заполнивший этот тест, сообщает сведения о собственной жизни неизвестным лицам. Анкета не анонимная – нужно сообщить свой адрес, телефон, имя, фамилию, возраст. Таким образом, человек вручает себя неизвестно кому. Результат этого теста обычно таков: у вас есть серьёзные проблемы в сфере общения, а чтобы поправить дело, надо пройти у нас небольшой курс, основанный на всемирно признанном научном метод, не имеющем к религии никакого отношения. Принципом любой секты является затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал. Когда человек с улицы приходит в Православный храм и говорит, что хочет стать православным, его, прежде всего, спрашивают, что он знает о Православии. И если он верует во что-то иное, его просто не окрестят. Когда же человека «затаскивают» в секту, то задача как раз обратная – «захлопнуть за ним дверь», пока он ещё ничего не знает об этой организации. Потому что если рассказать человеку, что он на самом деле на долгие годы попадает в секту (да, если ещё и в деструктивную) и что он должен будет заплатить большие деньги за множество курсов; что он, скорее всего, подпишет кабельный договор и будет дневать и ночевать в этой секте, отрабатывая её условия; что его могут заставить совершить преступления и почти наверняка заставят порвать со всеми родными и близкими, - если всё это рассказать заранее, очень мало кто согласится пойти в эту секту. Если рассказать человеку о содержании курсов (или ритуалов) для посвящённых на высшем уровне, он просто придёт в ужас и не захочет иметь с этим ничего общего. В Православной Церкви всё обстоит как раз наоборот: прежде человек исповедует, во что и как верует, и только потом делается членам Церкви. Никаких тайн быть не может, в отличие от любой секты, где существует много уровней информации: для посвящённых, более посвящённых и ещё более посвящённых – и так без конца. Как правило, в секты попадают любопытные или переживающие какой-то кризис в жизни люди. Обычного человека с улицы затащить к себе достаточно сложно, но если он с кем-то поссорился, или у него сложность с родителями и близкими, или он учится (работает) в чужом городе, где ещё не успел завести новые знакомства, - тут-то самая пора сыграть на этом и затащить человека в секту. Ведь тут ему встречаются люди, которые, как ему кажется, искренне хотят с ним общаться. На самом деле этим достаточно опытным членам секты поручается его опекать (это называется термином «сэндвич»: новичок является как бы начинкой). Для сектантов очень важно, чтобы новопришедшие не могли обмениваться впечатлениями. Поэтому они следят, чтобы новички по возможности вовсе не разговаривали друг с другом. Новопришедшему постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, всё время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо он сделал, что сюда пришёл. Это нравится почти всем и поэтому срабатывает. Те, которые «сэндвичируют» человека, проходят специальную подготовку и умеют быстро определить, к какому психологическому типу относится любой новопришедший: «чувствительный», «эмоциональный», «научный», «мистический» и т.д. К нему прикрепляют тех, кто может влиять на него соответствующим образом, и обычно это даёт эффект. То есть главное – очаровать человека. Обменяться впечатлениями ему не с кем, вся информация идёт от опытных сектантов, опекающих новичка с любовью и улыбками. Человек чувствует, что им кто-то искренне заинтересован, что у него наконец-то появились настоящие друзья, о которых он мечтал. И вдруг через несколько дней после того, как новопришедший уже привык к своим новым друзьям и уже не нуждается в них, он допускает какой-то промах: Ведёт себя невпопад, задаёт какой-нибудь «не тот» вопрос. «Лучшие друзья» сразу же становятся хмурыми, резкими, сухими, отворачиваются от новоизбранного, ссылаясь на множество дел. Чтобы вернуть их первоначальное расположение, человек готов отказаться от своих вопросов и сомнений, только бы вновь обрести этих людей. Получается, что простой психологический механизм работает прекрасно. И волей-неволей человек попадает в новую, незнакомую ему атмосферу и совершает ошибки одна за другой. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, проделав данную работу, можно сказать, что секты бывают разные. Но если рассматривать секту как замкнутую религиозную группу, выделившуюся из какой-либо традиционной религии, и имеющей собственную доктрину, основанную на искажении или отрицании фундаментальных положений той религии из которой данная группа выделилась и при этом действия секты нарушает гражданские права человека, могут нанести потенциальный вред обществу, то такие образования конечно нежелательны. Образования, которые я описала, можно назвать тоталитарными сектами. Тоталитарная секта - явление антисоциальное. Членство в тоталитарной секте неизбежно ведёт к деструкции личности, к разрушению психического и физического здоровья. Разрушаются семьи, гибнут люди. Тоталитарные секты являются крупной проблемой нашего времени. Люди зачастую не видят разницы между религией и «фанатикой», а секты, как вирусы, каждый раз мутируют, улучшая свои сети, придумывая новые уловки. В этой жизни главное не забывать ее основных якорей: семья, мир, истинная любовь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Белов А.В. Секты – М. Наука, 2008 г. 2. http://azbyka.ru/religii/sektovedenie/3g42-all.shtml 3. http://coolreferat.com 4. http://otipb.at.ua 5. http://referat.ru 6. http://referats.allbest.ru 7. http://ru.wikipedia.org 8. http://studentbank.ru 9. http://turboreferat.ru 10. http://www.militia-dei.spb.ru/?go=mdbase&id=7 11. http://studentbank.ru 12. http://turboreferat.ru
|