Введение
Годом создания целостной общегосударственной системы охраны и гигиены труда в стране можно считать 1972 г., когда был принят закон "0б охране и гигиене труда". Министерство труда Японии разработало и направил во все префектуры и на предприятия пакет, включающий 60 нормативных документов, среди которых особое место занимали "Правила охраны и гигиены труда". Пристальное внимание было уделено и вопросам обучения работников. Цель закона об охране труда в Японии - гарантировать безопасность и здоровье работников на производстве, а также способствовать созданию комфортных условий труда. Закон устанавливает, что работодатель должен не только придерживаться стандартов, направленных на предотвращение несчастных случаев и профессиональных заболеваний, но также прилагать усилия по гарантированию безопасности и здоровья работников на производстве посредством создания комфортной рабочей среды и условий труда 1. Было бы неверно утверждать, что до 1972 г. законодатели не уделяли внимания охране труда. Были приняты действующие и поныне законы О нормах труда ,"0б объединениях по предупреждению производственного травматизма", "О специальных мерах в связи с токсикозом от угарного газа в результате несчастных случаев в угольных шахтах". Однако именно этот год стал некой границей, после которой стала прослеживаться устойчивая тенденция к снижению производственного травматизма Японские исследователи выявили так же зависимость между частотой несчастных случаев и размерами производственных участков. Так, статистика за 1994 г. свидетельствует, что частота несчастных случаев на производствен¬ных участках с числом занятых 30-49 человек составила 4,72, а на участках с числом занятых свыше 1 тыс. человек -0,49, и что наибольшее количество несчаст¬ных случаев приходится на строитель¬ство (27,8% общего их числа и 42,3% случаев со смертельным исходом). Большое значение придается вопросам профилактики (предупреждению) производственного травматизма; разрабатываются специальные государственные программы. Цели одной из них , рассчитанной на 1993-1998 гг., - "обеспечение широкомасштабного уменьшения числа несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелых несчастных случаев, серьезных профессиональных заболеваний и снижения общего числа случаев производственного травматизма, а также обеспечение активной деятельности по поддержанию и укреплению духовного и физического здоровья рабочих и создания нормальных условий труда". На достижение этих целей направлены мероприятия: • по предупреждению производственного травматизма в строительстве и других отраслях, где отмечается наибольшее число несчастных случаев со смертельным исходом; • по предупреждению производственного травматизма, связанного с работой оборудования, а также в результате взрывов, пожаров и т.п.; • по поддержанию и укреплению духовного и физического здоровья работников; • по созданию нормальных условий труда; • по предупреждению производственного травматизма на средних и малых предприятиях. Особое внимание уделяется обес¬печению безопасной работы оборудо¬вания. Правила предусматривают по¬лучение производителем оборудова¬ния, используемого для выполнения особо опасных работ, лицензии у на¬чальника департамента норм труда соответствующей префектуры. Изго¬товленное оборудование подлежит проверке на соответствие стандартам, которая проводится начальником де¬партамента норм труда префектуры, либо специализированным агентст¬вом, либо начальником местного отделения по надзору за соблюдением норм труда. Если оборудование не от¬носится к особо оговоренному, оно подлежит проверке экспертами Министерства труда Японии. Некоторые виды механического оборудования (например, котлы) ра¬ботодатели обязаны периодически проверять самостоятельно, докумен¬тируя полученные результаты. Следует отметить серьезное отно¬шение японцев к такой процедуре, как инструктаж работников. Эта обя¬занность возложена на работодателя. Вообще говоря, в соответствии с наци¬ональным законодательством работо¬датель наделен значительными обя¬занностями в сфере охраны и гигиены труда. 2.Что же входит в круг обязанностей японского предпринимателя по зако¬ну "Об охране и гигиене труда"? В законе дается четкое разъясне¬ние концепции предотвращения не¬счастных случаев и подробно описаны меры, которые должны осуществлять работодатели. Они призваны предотв¬ратить опасность, исходящую от ис¬пользуемых техники, взрывчатых, вос¬пламеняющихся и горючих веществ, различных видов энергии; опасность, обусловленную методом ведения ра¬бот, местом производства. Кроме того статья 69 этого закона, отредактированного в 1988 году, требует, чтобы работодатель прикладывал постоянные и систематические усилия для поддержания и укрепления здоровья работников, принимая соответствующие меры, например, путем обеспечения медицинской информацией и предоставления врачебных консультаций. В законе также определена мера ответственности физических и юри¬дических лиц, передающих в лизинг технику, оборудование, здания, соору¬жения и другие объекты. Основной упор в японской систе¬ме охраны и гигиены труда сделан на работодателя. В обязанности работодателя входят измерение и оценка показате¬лей производственной среды в закры¬тых помещениях, где работы ведутся во вредных условиях труда. В случае получения неблагоприятных резуль¬татов работодатель должен предпри¬нять шаги по улучшению ситуации, например, модернизировать оборудо¬вание. Работодатель организует меди¬цинские осмотры работников. Тем, кто занят на работах, которым сопут¬ствует риск профессиональных забо¬леваний, государство предоставляет право пройти диспансеризацию и наблюдаться у специалистов. Работодатели обязаны устанавли¬вать сокращенное время работы для лиц, занятых на подводных и других работах, сопряженных с риском для здоровья, а также не допускать к та¬ким работам лиц, страдающих опре¬деленными заболеваниями. Работодатель обязан способст¬вовать санитарному просвещению ра¬ботников и проведению медицинских консультаций и т.п., что необходимо для поддержания и укрепления здо¬ровья рабочих. Министр труда публи¬кует соответствующие руководства. Работодатель обязан постоянно, на плановой основе формировать бла¬гоприятную производственную сферу. Необходимые нормативные матери¬алы издаются Министерством труда Японии. О Руководители департаментов норм труда префектур вправе дать ука¬зание работодателю о составлении пла¬на совершенствования охраны и гигие¬ны труда на производствах, где высок риск производственного травматизма В этом случае предусматривается при¬влечение консультантов по охране и гигиене труда. Подготовленный план работодатель заблаговременно пред¬ставляет начальнику местного отделе¬ния по надзору за соблюдением норм труда или министру труда. Японские работодатели, осуществ¬ляющие меры по предотвращению производственного травматизма, сти¬мулируются государством, которое, в свою очередь осуществляет строжай¬ший контроль и надзор за их деятель¬ностью в этой сфере. Организационная структура сис¬темы надзора за соблюдением норм труда включает: подчиняющийся ми¬нистру труда департамент норм тру¬да, имеющиеся в каждой префектуре департаменты норм труда и местные отделения по надзору за соблюдением норм труда в важнейших городах. Ос¬новная категория лиц, проводящих надзор, - государственные специалист ты по технике безопасности на производстве и по гигиене труда, инспекторы по нормам труда, назначаемые Министерством труда, департамента¬ми норм труда префектур, местными отделениями по надзору за соблюде¬нием норм труда. Эти госслужащие наделены широкими правами и пол¬номочиями. Так, в их ведении нахо¬дятся вопросы, связанные с выдачей разрешений на производство опреде¬ленной техники, токсичных веществ; рассмотрением представленных пла¬нов строительных работ; изучением причин несчастных случаев на произ¬водстве. В их обязанности входит также ру¬ководство и помощь работодателям, рабочим и иным заинтересованным «лицам в поиске способов снижения риска травматизма рабочих. Круг полномочий, предоставляе¬мых законом инспектору по нормам груда, включает возможность входить на территорию предприятия, опрашивать работодателя и рабочих, про¬сматривать рабочие журналы, изме¬рять показатели производственной среды и Т.Д. В отношении нарушений, создаю¬щих особо опасную ситуацию, ин¬спектор по нормам труда имеет право давать распоряжения о приостановле¬нии работ, изменении характера пользования сооружениями и други¬ми объектами. Инспектор по нормам труда име¬ет право в качестве особого служаще¬го судебной полиции производить обыск (включая арест, розыск, опись имущества и т.п.). Поскольку производственный травматизм наиболее распространен на малых и средних предприятиях, Министерство труда Японии среди важнейших мероприятий в 1997 г. за¬планировало: рассмотреть систему кредитования мероприятии по охране и гигие¬не труда; • усовершенствовать и распростра¬нить систему помощи в проведении мероприятий по охране труда на средних и малых предприятиях; • наладить систему совместного предоставления услуг в области про¬мышленной гигиены в объединениях средних и малых предприятий; • рассмотреть варианты эффектив¬ных методов укрепления здоровья на средних и малых предприятиях; • расширить информационное осве¬щение проблем охраны и гигиены труда.
3. При Министерстве труда созданы и функционируют экспертный совет по трудовому страхованию, Централь¬ный совет по нормам труда, Совет по вопросам минимальной заработной платы, Совет по делам женщин и под¬ростков и др.В числе прочего, Министерство труда Японии (в рамках японской национальной политики в сфере охраны труда) уделяет внимание и заботе о работниках с медицинскими проблемами. В 1988 году оно опубликовало рекомендуемые меры для поддержания и укрепления здоровья работников. В них рекомендовано внедрять оздоровительные программы, названные Total Health Promotion Plan (THP): физические упражнения (обучение и консультация), медицинское образование, консультации психолога и диетолога, основанные на состоянии здоровья служащих. В 1992 году Министерством труда Японии были выпущены рекомендации по созданию комфортной производственной среды. В них рекомендуется следующее: необходимо должным образом поддерживать комфортные условия производственной среды; следует улучшать условия труда, чтобы сократить рабочую нагрузку; должны быть предусмотрены специальные условия для работников, которые нуждаются в восстановлении сил после переутомления. Для малых и средних предприятий были выделены ссуды с низкой процентной ставкой и дотации на внедрение мер по созданию комфортной производственной среды Количество специалис¬тов в ранге государственных служа¬щих, занимающихся вопросами охра¬ны и гигиены труда, только в цент¬ральном аппарате Министерства труда Японии (департамент норм труда) составляет 262 человека, в том числе: отдел охра¬ны и гигиены труда - 56 человека и от¬дел заработной платы и рабочего вре¬мени - 30 человек. Еще 8350 служа¬щих работают в региональных орга¬нах по труду. Следует отметить, что мероприятия в области охраны и гигиены труда, рекомендации и раз¬работки министерства, в том числе, и комплексные государственные программы, опираются на результаты ис¬следований нескольких ведущих научных центров Японии: НИИ техники безо¬пасности на производстве и Ком¬плексного НИИ промышленной ги¬гиены и др.
Один из них находится недалеко от Токио, в городе Цукубо. Всего там около 300 различных научно-исследовательских институтов. В этом научном центре можно встретить представителей многих других государств: японцы щедро делятся своим опытом, их проекты реализуются в Китае, Вьетнаме и других странах. В среднем, в центре в год проходят обучение около девяти тысяч иностранных специалистов .
Заключение
В заключение следует отметить, что т.к. в Японии вопрос безопасности труда, охраны здоровья, жизни человека является первостепенным , любой проект, любая работа начинается с изучения как раз этих вопросов. К примеру, проект любой строящейся шахты обязательно включает вопросы безопасности труда, и в итоге японские эксплуатационщики не сталкиваются с теми проблемами, которые имеются на предприятиях стран СНГ. При этом японцы часто повторяют слова о том, что жизнь человеку дал Бог, и только он вправе ее забрать. Поэтому и финансируются вопросы безопасности как первоочередные, а не по остаточному принципу. В позапрошлом году, к примеру, на финансирование науки, работающей над этими проблемами, правительство Японии выделило более 500 млн. долларов.
|