Содержание Вопрос 1. Условия труда по показателям тяжести трудового процесса (характеристика показателей тяжести и классы условий труда). Особенности режима труда и отдыха работников, занятых преимущественно физическим трудом. Вопрос 2. Основные угрозы экономической безопасности. Их классификация и характеристика. Тесты.
Вопрос 1. Условия труда по показателям напряжённости трудового процесса (показатели напряжённости и классы условий труда). Особенности режима труда и отдыха работников умственного труда. Труд подразделяется на физический и умственный. Вместе с тем в каждой физической работе присутствуют элементы умственной деятельности и в каждой умственной работе – элементы физической. Условия труда формируются под влиянием социально – экономических факторов. Группы социально – экономических факторов составляют общественно- политические и социально- психологические. К организационно техническим факторам относят средства труда, технологию производства, организацию производства и управления. Природные факторы могут быть географическими, биологическими и климатическими. Условия труда подразделяются на 4 класса: I класс- оптимальные условия труда – такие условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаётся предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности. Оптимальные нормативы производственных факторов установлены для микроклиматических параметров и факторов трудового процесса. Для других факторов за оптимальные условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения. К оптимальным относят условия труда на рабочих местах, где оборудование и инструмент полностью соответствуют стандартам и правилам; установлены и исправны требуемые средства защиты; средства инструктажа и обучения выполнены в соответствие с требованиями; оборудование исправно. II класс – допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиеническими нормами для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдалённом периоде на состояние здоровья работающих и их потомства. Допустимые условия труда существуют там, где повреждены и неисправны средства защиты (ослабление отдельных крепежных деталей). III класс- вредные условия труда – характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятные воздействия на организм работающего и (или) его потомства. Вредные условия труда подразделяют на четыре степени вредности: 1-я характеризуется такими отклонениями от гигиенических нормативов, которые вызывают обратимые функциональные и обуславливают риск развития заболевания; 2-я характеризуется такими уровнями производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, увеличению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков патологии; 3-я характеризуется такими уровнями вредных факторов, которые приводят к развитию профессиональной патологии в легких формах в период трудовой деятельности, росту хронической общесамотической патологии (постоянная усталость, снижение иммунитета), включая повышенную частоту заболеваемости с временной утратой трудоспособности; 4-я при которой могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности. IV класс – опасные (экстремальные) – условия труда, характеризующиеся такими уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений. Производительность работника умственного труда определяется шестью факторами: 1.Производительность работника умственного труда требует четкого ответа на вопрос: «В чем заключается производственное задание?» 2.Ответственность за производительность целиком возлагается на самого работника. Работники умственного труда должны сами собой управлять. Им необходима независимость. 3.Непрерывная инновационная деятельность должна стать неотъемлемой частью умственной работы и включаться в производственное задание работника умственного труда; он должен отвечать за внедрение нововведений. 4.Работнику умственного труда надо, с одной стороны, постоянно учиться, а с другой – постоянно учить. 5.Производительность работника умственного труда не измеряется количеством или объемом – во всяком случае, это далеко не самый главный показатель. Зато качеству придается огромное значение. 6.Наконец, для повышения производительности работника умственного труда необходимо смотреть на него не как на «издержки», а скорее как на «капитал», и обращаться с ним соответственно. Надо, чтобы работники умственного труда хотели работать на данную организацию и предпочитали этот вариант всем прочим возможностям. Все эти требования почти полностью противоположны требованиям, необходимым для повышения производительности работника физического труда. Производительность работника умственного труда должна быть в первую очередь нацелена на достижение качества, причем не минимального уровня качества, а оптимального, а лучше – максимального. Работники умственного труда владеют своими средствами производства, т.е. теми знаниями, которые хранятся у них в голове. Это абсолютно «портативный» и чрезвычайно емкий вид основного капитала. Поскольку работники умственного труда владеют своими средствами производства, они очень мобильны. Фигурально выражаясь, работники физического труда больше заинтересованы в работе, чем работа в них. В подавляющем большинстве случаев взаимоотношении работников интеллектуального труда с организацией, обеспечивающей их работой, характеризуются тем, что они заинтересованы друг в друге в равной степени. В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления. Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Таким образом, чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон – это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым и иногда с головной болью. Чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна работнику умственного труда необходимо за 1-1,5 ч до сна прекратить напряженную умственную работу. Спать следует в хорошо проветренном помещении. Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренируется, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться поведение как будничных, так и рабочих дней.
Вопрос 2. Основные угрозы экономической безопасности. Их классификация и характеристика.
Для того, чтобы понять и осознать значение категории "экономическая безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. "Желательное" состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие "желательное" изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д. Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, "...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы". В.А.Савин считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности". По Л.И.Абалкину "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику". Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства. Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно выделить три ее важнейших элемента: - экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями; - стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.; - способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики. Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
Классификация угроз экономической безопасности Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются: 1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов: расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем людей; увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции и тому подобного; безработица, которая может привести к социальным конфликтам; задержка выплаты заработной платы. 2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как: усиление топливно-сырьевой направленности экономики; отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении; снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России; завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления; приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка; рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение. 3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются: объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей; нарушение производственном - технологических связей между предприятиями отдельных регионов России; увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации. 4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как: безработица, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода; сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры; ослабление системы государственного контроля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сфере приватизации, экспортно-импортных операций и торговли. Основными причинами, вызывающими возникновение указанных угроз, являются неустойчивость финансового положения предприятий, неблагоприятный инвестиционный климат, охранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в экономике.
Тесты
Тест 1. В соответствии с аксиомой о потенциальной опасности: 1. Человек является источником многочисленных опасностей в окружающем мире. 2. Существуют локальные и региональные опасности. 3. Действия человека и среда обитания обладают способностью генерировать вредные и опасные для жизнедеятельности факторы. Укажите примеры, подтверждающие проявление аксиомы в реальной жизни.
Ответ: 1. Человек является источником многочисленных опасностей в окружающем мире. 3. Действия человека и среда обитания обладают способностью генерировать вредные и опасные для жизнедеятельности факторы.
Научно-технический прогресс вводит в городскую и бытовую сферы технические средства, удовлетворяющие разнообразные растущие потребности человека. Производственная среда насыщается все более мощными техническими системами и технологиями, которые делают труд человека более производительным и менее тяжелым физически. При этом сохраняет силу аксиома: потенциальная опасность является универсальным свойством взаимодействия человека со средой обитания и ее компонентами, все производительные процессы и технические средства потенциально опасны для человека. Эта аксиома также предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания (прежде всего технологии) кроме позитивных свойств и результатов обладают способностью генериро¬вать опасные и вредные факторы. При этом любое позитивное дейст¬вие неизбежно сопровождается возникновением новой потенциальной опасности или даже группы опасностей (например, при применении электрической, атомной или лазерной энергий; автомобилей, тепло¬возов или самолетов). Ежегодно 300-400 тысяч человек в нашей стране получают травмы на производстве, из них 7-10 тысяч – смертельные, еще 12-15 тысяч человек становятся инвалидами труда. Десятки тысяч человек погибают ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях. Каждый третий пожар возникает из-за неисправности бытовых приборов.
Тест 2. Укажите на условия, которые позволяют отнести помещение к особо опасным по степени опасности поражения электрическим током если: 1. Относительная влажность воздуха в помещении составляет 85-95%. 2. В данном помещении также имеется кирпичный пол. 3. Температура внутри помещения может повышаться до 400С. 4. На входе в помещение и вокруг него обустроен земляной пол. Укажите последствия воздействия электрического тока на организм человека и методы защиты от поражения. Ответ: 1.Относительная влажность воздуха в помещении составляет 85-95%. По законам физики кирпичный и земляной пол являются диэлектриками и плохо проводят ток; температура в помещении также не оказывает влияния на ток. Высокая влажность воздуха оказывает наибольшее значение на степень поражения электрическим током. Воздействие электрического тока на организм человека имеет многосторонний характер – это термическое, электролитическое, механическое и биологическое воздействие. Термическое воздействие выражается в ожогах; электролитическое выражается в разложении ткани на атомы; механическое – в разрывах тканей, мышц, возможных переломах костей; биологическое заключается в нарушении биологических ритмов организма. На сопротивление организма воздействию электрического тока оказывают влияние физическое и психическое состояние человека. Нездоровье, утомление, голод, опьянение, эмоциональное возбуждение приводит к снижению сопротивления.
Тест 3. Для прогнозирования аварий и катастроф необходимо: 1. Смоделировать процесс их возникновения и развития. 2. Предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объектах экономики. 3. Оценить возможные поражающие факторы. 4. Определить возможные масштабы последствий. Укажите правильные ответы и поясните их. Ответ: 1. Смоделировать процесс их возникновения и развития. 2. Предусмотреть место возникновения и масштаб чрезвычайного события на объектах экономики 3. Оценить возможные поражающие факторы. 4. Определить возможные масштабы последствий. Поясним свой выбор, на примере землетрясения. Предусмотреть место и масштаб события можно, так как сейсмологи умеют точно определить территорию, на которой может произойти землетрясение, точки на карте, где колебания будут наибольшими. Определить поражающие факторы также не составит много труда, ими могут быть, например, рекламные щиты, деревья: все зависит от силы землетрясения и его воздействия на эти «беспризорные» объекты улицы, которые невозможно убрать перед землетрясением, и которые могут стать поражающими факторами. Масштабы последствий ясны: поражающие факторы в виде деревьев и щитов могут упасть на небольшие магазины, задеть фасады домов, перекрыть дорогу, возможно, принести человеческие жертвы. Смоделировать процесс возникновения и развития можно, и даже нужно, так как это позволит избежать жертв среди людей, частично сохранить имущество.
Тест 4. Мониторинг окружающей среды, это: 1. Система наблюдения за состоянием окружающей среды. 2. Система управления состоянием окружающей среды. 3. Система оценки состояний окружающей среды. 4. Система прогноза состояний окружающей среды. Приведите примеры возможностей реализации мониторинга в сфере экономической безопасности государства. Ответ: 1. Система наблюдения за состоянием окружающей среды. 3. Система оценки состояний окружающей среды. 4. Система прогноза состояний окружающей среды. Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогнозы изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. С этой целью в РФ и других странах мира созданы национальные сети наблюдения и контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, вод и почвы. Пункты наблюдений организованы в городах, промзонах, на водных объектах и в сельхозрайонах, подверженных значительному влиянию хозяйственной деятельности человека. Кроме того, они предусматриваются в районах минимального загрязнения для осуществления фоновых измерений. Государственная стратегия включает: характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности РФ как совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства; определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную перспективу.
|