Середа, 25.12.2024, 06:22
Вітаю Вас Гість | RSS

Реферати з ЦО, БЖД, охорони праці

Реферати

Головна » Статті » Безпека життєдіяльності

Психолого-педагогическая подготовка специалистов БЖД
Содержание

Введение
Глава 1. Психологический аспект ЧС
1.1.    Значение и роль морально-психологических факторов при действиях в условиях ЧС
1.2.    Характеристика и классификация экстремальных  ситуаций
1.3.    Психологическое состояние специалистов БЖД в условиях ЧС
Выводы по главе 1
Глава 2. Теоретические основы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД
2.1. Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД
2.2. Основы экстремальной подготовки специалистов БЖД
2.3.  Мероприятия по профилактике нежелательных психологических последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной деятельностью
Выводы по главе 2
Глава 3. Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей специалистов БЖД
3.1. Методическое обеспечение исследования
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования
3.3. Рекомендации
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложения…


Введение


В большом комплексе современных проблем геополитики ХХI века проблеме поиска путей выживания и сохранения народонаселения России принадлежит ведущая роль. Критерии здоровья и безопасности в целом сегодня выдвигаются на первое место и отражают действительность наступившего века. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций (ЧС), что в свою очередь повышает потребность в специалистах БЖД.
 Актуальность исследования определяется тем, что особые условия, в которых может оказаться специалист БЖД, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией жизненных внутренних ресурсов, у других – снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности.
Подготовка и воспитание специалистов БЖД  высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных ка¬честв, в том числе характера, способностей, темпера¬мента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педа¬гогического общения изучает индивидуальные психоло¬гические особенности каждого спасателя.
Для специалиста БЖД необходимо знание психологии, а так¬же таких отраслей ее, как психология труда и психология того, что входит в понятие "чрезвычайные ситуации". Это позволит спасателю правильно организовать свою рабо¬ту, будет способствовать повышению и развитию его ду¬ховных и физических возможностей, что в свою очередь приведет к увеличению надежности и эффективности дей¬ствий во время тренировок, выступлений на соревновани¬ях, в повседневной деятельности.
Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка, психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических моментах.
Новизна  нашего исследования определяется небольшим количеством исследований в психолого-педагогической литературе по вопросу  психолого-педагогической  подготовки специалистов БЖД.
Цель исследования: изучить особенности процесса  психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД.
Объект исследования: психофизиологические особенности и профессионально-важные качества  специалистов БЖД.
Предмет исследования: процесс психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД.
Гипотеза:
 1) мы предполагаем, что эффективность работы, профессионализм  специалистов БЖД зависит от психолого-педагогической подготовки;
2) мы предполагаем, что у специалистов БЖД – студентов, обучающихся по специальности «безопасность жизнедеятельности», будут высокие показатели по параметрам «работоспособность» и «стрессоустойчивость, а по параметрам «тревожность» и «алекситимия» - низкие показатели.
Задачи исследования:
1)    анализ проблемы подготовки специалистов БЖД в психолого-педагогической литературе;
2)    выбор адекватных методик исследования;
3)    проведение эмпирического исследования;
4)    анализ и интерпретация полученных результатов.


Методы исследования:
1)    теоретический (анализ психолого-педагогической литературы, документальных источников);
2)    эмпирический (тестирование);
Методики исследования:
1)    опросник САН;
2)    тест тревожности Спилберга-Ханина;
3)    методика изучения собственной реакции на стрессовые события (автор Гринберг);
4)    торонтская алекситимическая шкала ТАS-26 (автор G. Taylor).

Теоретическим основанием исследования по проблеме психология экстремальных ситуаций являются работы А.Е. Тараса и К. В. Сельченка, В. В. Антипова, И. Г. Малкиной-Пых.  По проблеме психолого-педагогической подготовки – работы К. Э. Комарова, Ю. Корнейчука, В.И. Розова.

Практическая и теоретическая  значимость работы:
Данная работа может использоваться в учебном процессе по подготовке специалистов по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности»  и другими специалистами, занимающихся подготовкой специалистов, чья профессиональная деятельность связана с работой в экстремальных условиях.



Список литературы

1.    Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям: монография. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 174с.
2.    Волосников, А., Мухина, В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений ФСБ // Развитие личности. –  1999. – № 1. – С. 87 - 104.
3.    Гостюшин, А.В. Человек в экстремальных ситуациях – 2. – М.: Открытый мир, 1995. – 196. 
4.    Кижаев – Смык, Л.А. Психология стресса. – М.,1983. – 272с.
5.    Кокурин, А. Психологическое обеспечение экстремальной  деятельности // Развитие личности. – 2004. – № 4. – С. 190 - 204.
6.    Комаров, К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях повышенного риска: Учебно-методическое пособие для специалистов, занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС. – М., 2002. – 189с.
7.     Корнейчук, Ю. Психологическая подготовка //Гражданская защита. – 2002. – №6. – С. 30 – 32.
8.    Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический журнал, 2004. – №2. – С.75-85.
9.    Луценко, Е.В. Теоретические основы безопасности человека: Учебное пособие для студентов пед. вузов/Е.В. Луценко, Н.М. Потылицына. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. – 384с.
10.    Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с.
11.    Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2003. – 336с.
12.     Методики исследования личности. Сост.: Миллер О.М., Ядрышникова Т.Л. Изд-во КГПУ. Красноярск, 1994. – 64с.
13.    Михайлов, Л. Психологическая безопасность: Конспект лекций для педагогических вузов. Средства защиты личности //Основы безопасности жизни. – 2005. – №9. – С. 14 – 20.
14.     Михайлов, Л. Психологическая безопасность: Конспект лекций для педагогических вузов. Средства защиты личности. Внутриличностная защита//Основы безопас¬ности жизни. – 2005. –№10. – С.25 – 31.
15.      Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 257с. 
16.     Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.
17.    Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005. – 288с.
18.     Психологическая  подготовка  спасателей//Гражданская защита. – 2003. –№3. – С. – 26 – 31.
19.    Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2000. – 480с.
20.    Розов, В.И. Психологическое обеспечение деятельности в экстремальных ситуациях // Социальная психология. – 2007. – № 4(24). – С. 174-188.

Категорія: Безпека життєдіяльності | Додав: ohranatruda (02.09.2010)
Переглядів: 1921 | Рейтинг: 3.0/2
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:

 


Природне та штучне освітлення приміщень

Цивільна оборона в сучасних умовах

Вредные (вызывающие заболевания) производственные факторы

Ураження блискавкою, перша медична допомога

Основні положення охорони праці на виробництві

НАДАННЯ САМО І ВЗАЄМОДОПОМОГИ ПРИ ПОРАНЕННЯХ, ОПІКАХ, КРОВОТЕЧАХ, ПЕРЕЛОМАХ ТА ІНШИХ НЕЩАСНИХ ВИПАДКАХ



Меню сайту
Форма входу
Категорії розділу
Цівільна оборона [128]
Пожежна безпека [69]
Безпека життєдіяльності [180]
Охорона праці [292]
Пошук
Друзі сайту

Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Теги
шум (3)
ЗІЗ (2)
313 (1)
дтп (1)
МНС (1)
СИЗ (1)
ЦО (1)
Надіслати СМС
 

Copyright MyCorp © 2024
Створити безкоштовний сайт на uCoz