Содержание
Введение
Глава 1. Психологический аспект ЧС
1.1. Значение и роль морально-психологических факторов при действиях в условиях ЧС
1.2. Характеристика и классификация экстремальных ситуаций
1.3. Психологическое состояние специалистов БЖД в условиях ЧС
Выводы по главе 1
Глава 2. Теоретические основы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД
2.1. Сущность, основные задачи и методы психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД
2.2. Основы экстремальной подготовки специалистов БЖД
2.3. Мероприятия по профилактике нежелательных психологических
последствий (стресса) у специалистов БЖД, связанных с профессиональной
деятельностью
Выводы по главе 2
Глава 3. Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей специалистов БЖД
3.1. Методическое обеспечение исследования
3.2. Анализ результатов эмпирического исследования
3.3. Рекомендации
Выводы по главе 3
Заключение
Список литературы
Приложения…
Введение
В большом комплексе современных проблем геополитики ХХI века проблеме поиска путей выживания и сохранения народонаселения России принадлежит ведущая роль. Критерии здоровья и безопасности в целом сегодня выдвигаются на первое место и отражают действительность наступившего века. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста чрезвычайных ситуаций (ЧС), что в свою очередь повышает потребность в специалистах БЖД. Актуальность исследования определяется тем, что особые условия, в которых может оказаться специалист БЖД, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией жизненных внутренних ресурсов, у других – снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности. Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных ка¬честв, в том числе характера, способностей, темпера¬мента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педа¬гогического общения изучает индивидуальные психоло¬гические особенности каждого спасателя. Для специалиста БЖД необходимо знание психологии, а так¬же таких отраслей ее, как психология труда и психология того, что входит в понятие "чрезвычайные ситуации". Это позволит спасателю правильно организовать свою рабо¬ту, будет способствовать повышению и развитию его ду¬ховных и физических возможностей, что в свою очередь приведет к увеличению надежности и эффективности дей¬ствий во время тренировок, выступлений на соревновани¬ях, в повседневной деятельности. Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка, психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических моментах. Новизна нашего исследования определяется небольшим количеством исследований в психолого-педагогической литературе по вопросу психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД. Цель исследования: изучить особенности процесса психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД. Объект исследования: психофизиологические особенности и профессионально-важные качества специалистов БЖД. Предмет исследования: процесс психолого-педагогической подготовки специалистов БЖД. Гипотеза: 1) мы предполагаем, что эффективность работы, профессионализм специалистов БЖД зависит от психолого-педагогической подготовки; 2) мы предполагаем, что у специалистов БЖД – студентов, обучающихся по специальности «безопасность жизнедеятельности», будут высокие показатели по параметрам «работоспособность» и «стрессоустойчивость, а по параметрам «тревожность» и «алекситимия» - низкие показатели. Задачи исследования: 1) анализ проблемы подготовки специалистов БЖД в психолого-педагогической литературе; 2) выбор адекватных методик исследования; 3) проведение эмпирического исследования; 4) анализ и интерпретация полученных результатов.
Методы исследования: 1) теоретический (анализ психолого-педагогической литературы, документальных источников); 2) эмпирический (тестирование); Методики исследования: 1) опросник САН; 2) тест тревожности Спилберга-Ханина; 3) методика изучения собственной реакции на стрессовые события (автор Гринберг); 4) торонтская алекситимическая шкала ТАS-26 (автор G. Taylor).
Теоретическим основанием исследования по проблеме психология экстремальных ситуаций являются работы А.Е. Тараса и К. В. Сельченка, В. В. Антипова, И. Г. Малкиной-Пых. По проблеме психолого-педагогической подготовки – работы К. Э. Комарова, Ю. Корнейчука, В.И. Розова.
Практическая и теоретическая значимость работы: Данная работа может использоваться в учебном процессе по подготовке специалистов по специальности 050104 «Безопасность жизнедеятельности» и другими специалистами, занимающихся подготовкой специалистов, чья профессиональная деятельность связана с работой в экстремальных условиях.
Список литературы
1. Антипов, В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям: монография. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 174с.
2. Волосников, А., Мухина, В. Психологическое сопровождение
сотрудников спецподразделений ФСБ // Развитие личности. – 1999. – № 1. –
С. 87 - 104.
3. Гостюшин, А.В. Человек в экстремальных ситуациях – 2. – М.: Открытый мир, 1995. – 196.
4. Кижаев – Смык, Л.А. Психология стресса. – М.,1983. – 272с.
5. Кокурин, А. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности // Развитие личности. – 2004. – № 4. – С. 190 - 204.
6. Комаров, К.Э. Психологическая подготовка к действиям в условиях
повышенного риска: Учебно-методическое пособие для специалистов,
занимающихся подготовкой подразделений МО, ФСБ, МВД, МЧС. – М., 2002. –
189с.
7. Корнейчук, Ю. Психологическая подготовка //Гражданская защита. – 2002. – №6. – С. 30 – 32.
8. Леонова, А.Б. Комплексная стратегия анализа профессионального
стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психологический
журнал, 2004. – №2. – С.75-85.
9. Луценко, Е.В. Теоретические основы безопасности человека: Учебное
пособие для студентов пед. вузов/Е.В. Луценко, Н.М. Потылицына. –
Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2006. – 384с.
10. Малкина-Пых, И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. – М.: ЭКСМО, 2005. – 960 с.
11. Мастрюков, Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник
для студ. высш. учеб. заведений / Б.С. Мастрюков. – М.: Академия, 2003. –
336с.
12. Методики исследования личности. Сост.: Миллер О.М., Ядрышникова Т.Л. Изд-во КГПУ. Красноярск, 1994. – 64с.
13. Михайлов, Л. Психологическая безопасность: Конспект лекций для
педагогических вузов. Средства защиты личности //Основы безопасности
жизни. – 2005. – №9. – С. 14 – 20.
14. Михайлов, Л. Психологическая безопасность: Конспект лекций для
педагогических вузов. Средства защиты личности. Внутриличностная
защита//Основы безопас¬ности жизни. – 2005. –№10. – С.25 – 31.
15. Немов, Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 257с.
16. Осипова, А.А. Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 315 с.
17. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Академия, 2005. – 288с.
18. Психологическая подготовка спасателей//Гражданская защита. – 2003. –№3. – С. – 26 – 31.
19. Психология экстремальных ситуаций. Хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. – М.: АСТ, 2000. – 480с.
20. Розов, В.И. Психологическое обеспечение деятельности в
экстремальных ситуациях // Социальная психология. – 2007. – № 4(24). –
С. 174-188.
|