1. Общие положения по планированию мероприятий ГО
Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование, в том числе разработку планов гражданской обороны и защиты населения; разработку планов мероприятий гражданской обороны на расчетный год в составе мобилизационных планов экономики; разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны.
Оперативное планирование является составной частью подготовки и ведения гражданской обороны и имеет основной целью обеспечение организованного перевода системы гражданской обороны с мирного на военное время, проведения мероприятий по защите населения, его первоочередному жизнеобеспечению и повышению устойчивости функционирования объектов экономики в военное время, поддержанию в готовности систем управления, связи и оповещения, а также по созданию группировок сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения и их всестороннего обеспечения.
В обязательном порядке разрабатываются План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, планы взаимодействия региональных центров МЧС России с военным округом, региональными организациями федеральных органов исполнительной власти, субъектами Российской Федерации, расположенными на территории региона, планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.
План гражданской обороны и защиты населения представляет собой комплекс документов, в которых на основе оценки возможной обстановки детализируется решение соответствующего руководителя гражданской обороны по реализации мероприятий, действиям органов управления и сил гражданской обороны, намечаются целесообразные способы и последовательность выполнения важнейших оперативных задач, порядок взаимодействия, организации всех видов обеспечения и управления мероприятиями гражданской обороны.
Основными исходными данными для разработки планов гражданской обороны и защиты населения являются:
— возможная обстановка на территории Российской Федерации и отдельных ее субъектов при ведении военных действий с учетом применения всех возможных видов современных средств поражения;
— данные об экономике и физико-географической характеристике территории;
— перечень объектов экономики, продолжающих производственную деятельность в военное время, в том числе потенциально химически-, радиационно-, биологически, взрыво-, пожаро- и гидродинамически опасных объектов, их общая характеристика, основные данные (расчеты) по защите населения в различных условиях возможной обстановки;
— обобщенные данные о составе и состоянии готовности сил гражданской обороны, в том числе соединений и воинских частей гражданской обороны (с учетом их мобилизационного развертывания), а также других воинских частей, выделяемых для решения задач гражданской обороны;
— основные данные и расчеты по возможным объемам АСДНР и обеспечению действий сил гражданской обороны;
— данные мобилизационных планов мероприятий гражданской обороны.
Основу плана гражданской обороны и защиты населения составляет его оперативная часть - детально разработанное решение на подготовку и ведение гражданской обороны - на карте с пояснительной запиской. Разрабатываются календарный план выполнения основных мероприятий при переводе гражданской обороны с мирного на военное время, планы применения сил гражданской обороны, планы совместных операций, организуемых и проводимых вышестоящим руководством, план взаимодействия (таблица) с графиком управления, план (схема) связи, планы по видам обеспечения и другие необходимые документы.
Действия после нанесения ударов с применением современных средств поражения планируются по конкретно сложившейся обстановке.
Планирование мероприятий гражданской обороны должно основываться на умелом предвидении с опорой на всестороннюю объективную оценку обстановки и ее вероятных изменений, точные оперативные и оперативно - тактические расчеты, глубокий анализ различных вариантов возможных условий складывающейся обстановки. При этом необходимо широко применять средства автоматизации управления, вычислительную технику, расчетные методики и математические модели.
2. Структура и содержание плана ГО
Текстовая часть планов гражданской обороны и защиты населения состоит из трех разделов.
В первом разделе дается краткая оценка возможной обстановки после нападения противника и основные показатели состояния гражданской обороны.
Второй раздел содержит в себе решение соответствующего руководителя гражданской обороны на планомерный перевод органов управления и сил гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени.
В третьем разделе излагается решение руководителя гражданской обороны на выполнение задач гражданской обороны при внезапном нападении противника.
К планам разрабатываются необходимые приложения, в которых раскрывается и детализируется содержание текстовой части. Основными из них являются:
основные показатели плана гражданской обороны и защиты населения;
карта (план объекта) возможной обстановки после нападения противника;
схема управления, связи и оповещения гражданской обороны;
план гражданской обороны при планомерном переводе ее на функционирование в условиях военного времени и при внезапном нападении;
график перевода сил и средств гражданской обороны на военное положение;
группировка сил гражданской обороны (мирного и военного времени) на картах;
план наращивания инженерной защиты населения при ведении гражданской обороны;
основные показатели планирования эвакуационных мероприятий;
план взаимодействия с органами военного командования;
данные о состоянии мобилизационной готовности соединений и воинских частей гражданской обороны (укомплектованность личным составом, обеспеченность техникой и вооружением);
основные показатели мобилизационного плана экономики субъекта Российской Федерации в обеспечении мероприятий ГО;
проекты дополнительно необходимых нормативных актов и распорядительных документов, вводимых в действие при ведении гражданской обороны.
Приложения к планам гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральных органов исполнительной власти и организаций разрабатываются с учетом выполнения задач, возложенных на них Федеральным законом « О гражданской обороне» с внесенными в него изменениями.
Проекты планов гражданской обороны и защиты населения разрабатываются соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, заинтересованными органами и организациями и до представления на утверждение согласовываются:
План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации - с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;
субъектов Российской Федерации - с начальниками соответствующих мобилизационных органов и военных комиссариатов, начальниками штабов военных округов (флотов, флотилий, гарнизонов);
городов (районов городов) и районов - с начальниками городских, районных военных комиссариатов и гарнизонов;
Планы гражданской обороны и защиты населения утверждаются:
План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации - Президентом Российской Федерации (подписывается Председателем Правительства Российской Федерации);
планы гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, осуществляющих функции отраслевого управления – руководителями этих федеральных органов исполнительной власти и организаций по согласованию с МЧС России;
планы гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации – главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - по согласованию с начальниками соответствующих региональных центров МЧС России;
планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований – руководителями органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами, осуществляющими управление гражданской обороной;
планы гражданской обороны организаций - их руководителями по согласованию с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, на территории соответствующего муниципального образования.
Планы гражданской обороны и защиты населения корректируются ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года. При существенных изменениях обстановки или структуры государственных органов управления и органов местного самоуправления переработка планов гражданской обороны и защиты населения осуществляется по отдельным указаниям соответствующих руководителей гражданской обороны.
Мероприятия гражданской обороны, планируемые к проведению в период мобилизации и в военное время и связанные с капитальным строительством, производством и поставкой специального оборудования и имущества, а также с дополнительным финансированием, включаются самостоятельными разделами (с отдельными приложениями) в мобилизационные планы экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации, экономики муниципальных образований и в мобилизационные планы соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций, разработка которых предусмотрена Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
Исходные данные и порядок формирования мероприятий гражданской обороны (планов гражданской обороны на расчетный год) для включения их в соответствующие мобилизационные планы экономики устанавливаются МЧС России по согласованию с Минэкономразвития России на основе общих нормативных и методических документов по разработке мобилизационных планов.
В мобилизационных планах экономики, как правило, должны содержаться следующие основные разделы, связанные с выполнением мероприятий гражданской обороны:
задания по строительству и вводу защитных сооружений и других объектов гражданской обороны в первый месяц и в течение всего расчетного года;
перечень и объемы поставок материалов и оборудования для обеспечения мероприятий гражданской обороны;
потребные объемы ассигнований на формирование и содержание в готовности мобилизационного резерва имущества гражданской обороны, включая приобретение имущества гражданской обороны для населения и дооснащения до табельной потребности сил формирований гражданской обороны, а также для оснащения сетей наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, защиты водоисточников, продовольствия, выполнения других оперативных мероприятий гражданской обороны;
мероприятия по обеспечению готовности к выполнению заданий плана расчетного года - в том числе комплект договоров (контракты) на выполнение организациями работ и поставок.
Мероприятия по развитию и совершенствованию гражданской обороны, наряду с планами гражданской обороны и защиты населения, предусматриваются также в годовых планах деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций.
В целях планомерного осуществления мероприятий по подготовке гражданской обороны ежегодно разрабатывается План основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проект плана разрабатывается МЧС России по согласованию с руководителями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждается Правительством Российской Федерации.
МЧС России также разрабатываются Организационно - методические указания по подготовке гражданской обороны на очередной год, утверждаемые Министром.
Аналогичные планы разрабатываются в субъектах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти.
В этих планах предусматриваются мероприятия по накоплению фондов защитных сооружений и средств индивидуальной защиты для населения, совершенствованию и повышению надежности системы управления, оповещению и связи, повышению устойчивости работы объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, улучшению оснащения сил формирований гражданской обороны и повышению их готовности, совершенствованию учебно-методической базы и материально-технического обеспечения мероприятий гражданской обороны, разработке (уточнению) необходимых документов.
Непосредственную работу по планированию организуют и проводят начальники (руководители) органов, осуществляющих управление гражданской обороной под руководством соответствующих руководителей гражданской обороны.
3. Макет Плана гражданской обороны объекта. Краткая оценка возможной обстановки на объекте в результате воздействия противника
1. Краткая характеристика организации (далее – объекта). Особенности, влияющие на организацию и ведение ГО.
2. Краткая оценка возможной обстановки на объекте после нападения противника с применением ядерного оружия, обычных современных средств поражения и действий ДРГ.
Степень возможных разрушений зданий и сооружений, потери промышленного производства, персонала, сил и средств ГО.
Радиационная, химическая, пожарная, медицинская и биологическая обстановки, образование зон катастрофического затопления.
Потери от вторичных факторов поражения.
Ориентировочный объем предстоящих АСДНР при планомерном выполнении мероприятий ГО, при внезапном нападении противника и действиях ДРГ.
3. Выводы из оценки возможной обстановки.
Выполнение мероприятий гражданской обороны при планомерном приведении объекта в готовность
В разделе излагаются порядок выполнения мероприятий по степеням готовности ГО при планомерном переводе объекта с мирного на военное время , объемы, сроки проведения, привлекаемые силы и средства, конкретные задачи исполнителям этих мероприятий.
1. Организация, объемы и сроки выполнения мероприятий по степеням готовности гражданской обороны:
первоочередные мероприятия ГО 1-й группы;
первоочередные мероприятия ГО 2-й группы;
мероприятия общей готовности ГО.
2. Организация защиты персонала и членов их семей
Организация укрытия в защитных сооружениях:
порядок и сроки приведения в готовность имеющихся ЗС, закладки в них запасов продовольствия, медикаментов и другого необходимого имущества;
порядок строительства недостающих ЗС и их материально-техническое обеспечение;
организация укрытия наибольшей работающей смены на объекте.
Организация защиты персонала и членов их семей:
порядок обеспечения АСФ и персонала СИЗ;
организация защиты персонала от АХОВ, имеющихся на своем или соседних объектах.
Организация медицинской защиты:
порядок проведения медицинских мероприятий, силы и средства медицинской защиты, приведение их в готовность;
порядок выдачи медицинских СИЗ.
Организация мероприятий по эвакуации:
порядок и сроки проведения эвакуации персонала и членов их семей, силы и средства для ее проведения, маршруты движения;
порядок вывоза материальных ценностей и др.
3. Организация управления и связи:
организация оповещения руководящего состава и персонала в рабочее и нерабочее время в пункте постоянной дислокации объекта;
организация связи.
4. Организация выполнения мероприятий по повышению устойчивости работы объекта (кроме защиты персонала объекта), проводимых с введением в действие планов ГО:
проведение мероприятий по исключению (уменьшению) возможности возникновения вторичных факторов поражения;
мероприятия по повышению устойчивости работы систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения;
мероприятия по противопожарной защите;
другие мероприятия.
5. Организация и проведение АСДНР:
состав, оснащенность и сроки приведения в готовность АСФ;
состав и оснащенность АСФ, предназначенных для ведения АСДНР на объекте;
организация медпомощи пораженным и личному составу АСФ ;
силы и средства, выделяемые в состав муниципальных АСФ ;
восстановление работоспособности АСФ и порядок их дальнейшего применения;
силы и средства ГО, действующие в интересах объекта.
6. Организация основных видов специального и других видов обеспечения мероприятий ГО:
разведки, РХБ защиты, инженерного обеспечения, противопожарного обеспечения, технического обеспечения, тылового обеспечения, материального обеспечения, медицинского обеспечения, метеообеспечения, охраны общественного порядка, морально-психологического обеспечения.
Детально вопросы обеспечения мероприятий ГО отражаются в планах обеспечения ГО объекта.
Выполнение мероприятий гражданской обороны на объекте при внезапном нападении противника
1. Организация и проведение мероприятий по сигналу о воздушной опасности («Воздушная тревога»):
организация оповещения руководства, персонала и жилого сектора, прилегающего к объекту;
организация безаварийной остановки производства, введение режимов светомаскировки;
организация выдачи СИЗ;
организация укрытия персонала.
2. Организация и проведение мероприятий по сигналу отбоя воздушной опасности («Отбой воздушной тревоги»):
введение в действие плана ГО;
восстановление управления, связи и оповещения;
организация сбора данных об обстановке, сложившейся на объекте;
приведение в готовность сохранившихся АСФ и проведение АСДНР;
организация ускоренного проведения мероприятий по эвакуации;
порядок оказания медицинской помощи пораженным;
силы и средства, привлекаемые из состава территориальной группировки сил ГО для ведения АСДНР на объекте при внезапном нападении противника;
организация основных видов обеспечения мероприятий ГО.
Приложения к плану гражданской обороны объекта
1. Основные показатели состояния ГО объекта на 1.01.200__г.
2. Возможная обстановка на территории объекта (план объекта с пояснительной запиской).
3. Календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе объекта с мирного на военное время.
4. План мероприятий по защите персонала и организации АСДНР (разрабатывается на плане объекта с нанесением ЗС и путей подхода к ним, проездов, пожарных гидрантов, схем коммуникаций, водоемов и др.).
5. Расчет укрытия персонала объекта и членов семей в ЗС на объекте.
6. Расчет на приведение в готовность ЗС.
7. Расчет на проведение мероприятий по эвакуации.
8. План-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в военное время.
9. Состав сил и средств ГО объекта.
10. Расчет обеспечения и порядок выдачи СИЗ персоналу объекта.
11. Схемы управления, связи и оповещения.
С учетом особенностей объекта разрабатываются другие приложения. Кроме вышеуказанных приложений разрабатываются необходимые для организации ГО справочные расчетные данные (графики, схемы, таблицы) и формализованные документы, которые хранятся в отдельной папке вместе с планом ГО: расчет укрытия персонала объекта в пункте постоянного размещения в рабочее время при внезапном нападении противника; графики строительства недостающих ЗС, безаварийной остановки производства; планы приведения в готовность АСФ объекта и др.
Степень секретности планов ГО объектов определяется в соответствии с ведомственным перечнем сведений, подлежащих засекречиванию, но не ниже «Для служебного пользования».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ТЕМЕ
Вопрос 1.
Сколько частей содержит текстовая часть плана гражданской обороны и защиты населения?
Варианты ответов:
1. Три.
2. Два.
3. Четыре.
Вопрос 2.
В каком разделе плана дается краткая оценка возможной обстановки после нападения противника и основные показатели состояния гражданской обороны.
Варианты ответов:
1. В первом разделе.
2. Во втором разделе.
3. В третьем разделе плана.
Вопрос 3.
Какой раздел плана содержит в себе решение соответствующего руководителя гражданской обороны на планомерный перевод органов управления и сил гражданской обороны на функционирование в условиях военного времени.
Варианты ответов:
1. Второй раздел.
2. Первый раздел.
3. Третий раздел.
Вопрос 4.
В каком разделе плана излагается решение руководителя гражданской обороны на выполнение задач гражданской обороны при внезапном нападении противника.
Варианты ответов:
1. В третьем разделе.
2. Во втором разделе.
3. В первом разделе.
Вопрос 5.
Планы гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований утверждаются:
Варианты ответов:
1. Руководителями органов местного самоуправления по согласованию с вышестоящими органами, осуществляющими управление гражданской обороной.
2. Главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - по согласованию с начальниками соответствующих региональных центров МЧС России.
3. Руководителями организаций по согласованию с органом, осуществляющим управление гражданской обороной, на территории соответствующего муниципального образования.
Вопрос 6.
Планы гражданской обороны и защиты населения корректируются:
Варианты ответов:
1. Ежегодно по состоянию на 1 января планируемого года.
2. Два раза в год.
3. Каждый месяц.
|