В системе управления охраной труда в Польше следует различать правовую и организационную части. Первая входит в структуру права и объединяет правовые нормы, устанавливающие критерии безопасности труда и требования охраны здоровья работающих. Вторая же составляет саму организацию охраны труда на государственном, производственном уровне и на уровне органов контроля.
Правовая система охраны труда в Польше
Эта система основана на источниках права, определенных Конституцией Республики Польша и ст. 9 Трудового кодекса.
Правовые основы в области безопасности и гигиены труда составляют следующие документы:
— Конституция Республики Польша;
— Трудовой кодекс и исполнительные акты к нему;
— другие законы (о Гостехинспекции, о Госсанинспекции, о гостехнадзоре, о нормализации и т. д.);
— национальные и отраслевые нормы труда;
— нормативные документы, определяющие условия труда в различных сферах деятельности (в горно-геологическом секторе, в атомно-энергетическом и строительном комлексе и т. д.);
— корпоративные уставы и правила;
— трудовые договоры;
— правила внутреннего распорядка.
Основополагающим нормативным актом, устанавливающим право на безопасные и здоровые условия труда, является Конституция Республики Польша, которая в ст. 66 гарантирует это право каждому.
Конституция Республики Польша
Ст. 24
«Труд находится под защитой Республики Польша. Государство осуществляет надзор за условиями труда».
Ст. 66
«1. Каждый человек имеет право на безопасные и здоровые условия труда. Способ реализации этого права, а также обязанности работодателя определяются законом».
Ст. 68
«1. Каждый человек имеет право на охрану здоровья».
Права и обязанности граждан в сфере охраны труда определяет Трудовой кодекс Республики Польша.
Трудовой кодекс Республики Польша
Гл. 10
Безопасность и гигиена труда
Раздел 1. Основные обязанности работодателя
§ 1. Работодатель несет ответственность за состояние безопасности и гигиены труда.
§ 2. Работодатель обязан защищать здоровье и жизнь работников путем обеспечения безопасных и гигиенических условий труда с соответствующим использованием научно-технических достижений.
В частности, работодатель обязан:
— организовать работу по обеспечению безопасных и гигиенических условий труда;
— обеспечить соблюдение на предприятии норм и принципов безопасности и гигиены труда, выдавать распоряжения по устранению недостатков в этой области, контролировать выполнение таких распоряжений;
— обеспечить выполнение приказов, требований, решений и распоряжений, выдаваемых органами надзора за условиями труда;
— обеспечить выполнение рекомендаций социального инспектора труда.
Основные правила Трудового кодекса по охране труда можно найти в главе 10, касающейся охраны труда, в главе 7, касающейся охраны труда женщин, и в главе 9, устанавливающей основы защиты труда несовершеннолетних. Глава 9, кроме того, указывает на другие источники трудового права, в частности нормативные соглашения, заключаемые между социальными партнерами (то есть коллективные договора), и другие соглашения, например корпоративные акты, правила и уставы.
Основы безопасности и гигиены труда
Основы безопасности и гигиены труда — это внеправовые (не определенные в праве) требования безопасного поведения, необходимые при выполнении определенной работы.
К правилам общего применения, кроме Трудового кодекса, относятся исполнительные акты, непосредственно развивающие положения гл. 10 Трудового кодекса, а также общие правила, касающиеся конкретных отраслей производства или видов работ. Общеобязательные правила устанавливаются, например, законом о создании надзора и контроля за условиями труда, а также нормы, касающиеся других областей права и регулирующие отношения в сфере безопасности и гигиены труда. Такие нормы определяются строительным правом, горным и геологическим правом, атомным правом и т. д.
К группе общеобязательных правил следует также отнести определенные технические стандарты. Они издаются на основании закона о нормализации от 11 сентября 2002 года. Ст. 5, п. 3 этого закона определяет, что технические стандарты носят добровольный характер. Обязательный характер технических стандартов, однако, может возникнуть в результате ссылки на определенную норму. Следует, однако, обратить внимание на то, что в государствах — членах Европейского Союза можно заметить тенденцию к ограничению норм, установленных для широкого использования.
Другие положения, которые на основании гл. 9 Трудового кодекса составляют нормы трудового законодательства, можно разделить на нормы, установленные на основании соглашения между социальными партнерами, и внутренние правила, установленные самим работодателем.
К первой группе относятся положения безопасности и гигиены труда, входящие в коллективные договоры. Глава 11 Трудового кодекса, которая регулирует вопросы, касающиеся коллективных договоров, определяет нормы безопасности и гигиены труда. Это открывает путь к урегулированию данных вопросов в коллективных договорах. Вместе с тем, стороны договора не могут ввести в него менее благоприятные для работающих нормы, чем положения, содержащиеся в общеобязательных правилах.
Таким образом, возникает вопрос о том, можно ли внедрять нормы, которые ограничивают обязательства в области охраны труда, налагаемые на работника. На первый взгляд может показаться, что ограничение обязательств будет более благоприятным для работника. Однако следует помнить, что обязательства работника были установлены для того, чтобы обеспечить его безопасность и здоровье — следовательно, любое ограничение его обязанностей на самом деле работало бы не в его пользу и привело бы к уменьшению его защищенности.
В коллективных договорах на сотрудников не могут быть наложены дополнительные обязанности, они устанавливаются только в соответствии с правилами общего применения. Таким образом, в области безопасности и гигиены труда в коллективных договорах могут быть установлены либо дополнительные правомочия работника, либо уточненные полномочия, вытекающие из общеобязательных правил.
Чаще всего в коллективные договоры включают следующие нормы в области безопасности и гигиены труда:
— предоставление дополнительных льгот в сфере здравоохранения;
— предоставление дополнительных отпусков для работающих во вредных или тяжелых условиях труда, а также сокращение для них продолжительности рабочего времени;
— финансовые компенсации для сотрудников, работающих в условиях, вредных для здоровья, трудных и опасных.
Корпоративным актом, регулирующим вопросы охраны труда, являются правила внутреннего распорядка. Правила, определенные в ст. 104 Трудового кодекса, включают в себя:
— регулирование снабжения работающих спецодеждой и обувью, средствами индивидуальной защиты и личной гигиены;
— перечень работ, запрещенных для подростков и женщин;
— виды работ и перечни рабочих мест, на которые допускаются несовершеннолетние работники для получения профессионального образования;
— перечень легких работ, разрешенных для выполнения несовершеннолетними;
— обязанность работодателя информировать работников о профессиональных рисках, связанных с выполняемой работой.
Правила внутреннего распорядка устанавливает работодатель по согласованию с профсоюзной организацией предприятия при найме 20-ти и более человек. Однако если работодатель не может договориться о таких Правилах с профсоюзом или там, где такой организации нет, — их устанавливает сам работодатель. Правила не обязательно вводить, если в области, предусмотренной в Правилах, уже действуют положения коллективного договора. С содержанием Правил работодатель обязан ознакомить каждого работника.
Основы безопасности и гигиены труда не являются законодательными нормами в общепринятом смысле. Это означает, что юридически они не определены и четко не выписаны в нормативных актах. Однако, в соответствии с законодательством, работодатель, руководитель работающих и сам работник обязаны их придерживаться, а нарушение или неприменение правил может вызвать санкции, предусмотренные Трудовым кодексом. Теоретически основы безопасности и гигиены труда считаются правилами поведения, вытекающими из жизненного и производственного опыта.
Структура системы охраны труда в Польше
В структуру системы управления охраной труда в Польше входят органы и организации, участвующие в формировании и реализации задач в области безопасности и гигиены труда. Эту систему можно разделить на национальную и корпоративную части. Первая включает парламент, правительство, государственные органы надзора и контроля.
Упрощенная схема национальной системы охраны труда выглядит таким образом:
— Верховный суд;
— суды воеводств и районов;
— Парламент Республики Польша;
— Совет по охране труда;
— Госинспекция по труду;
— Верховная контрольная палата;
— Правительство;
— Главное статистическое управление;
— Бюро общественной безопасности;
— Высший горный комитет;
— Министерство труда и социальной политики;
— Министерство здравоохранения;
— Министерство экономики;
— Центральный институт охраны труда;
— Институт медицины труда;
— Санитарная инспекция;
— Комитет технического надзора;
— Предприятия;
— Службы безопасности и гигиены труда предприятий;
— Комиссии безопасности и гигиены труда предприятий;
— Профсоюзы предприятий;
— Службы медицины труда предприятий;
— Общественная инспекция по труду.
Парламент принимает законы, определяющие основные принципы системы охраны труда. Правительство, в частности министерство труда и министерство здравоохранения, разрабатывают руководящие принципы государственной политики в области безопасности и гигиены труда и, в соответствии с законом, издают исполнительные правила по охране труда. Органы надзора и контроля, к которым принадлежат, прежде всего Государственная трудовая инспекция, Государственная санитарная инспекция, Управление технического надзора, суд и прокуратура призваны от имени государства осуществлять надзор и контроль за выполнением работодателями обязательств, возложенных на них законом. Для того, чтобы принудить работодателей выполнять свои обязательства, эти органы располагают возможностью наказания, вплоть до прекращения деятельности предприятия или его части.
Трудовой кодекс Республики Польша
Гл. 1
Разд. II а. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
§ 1. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе, правил и норм охраны труда, осуществляет Государственная инспекция труда.
§ 2. Надзор и контроль за соблюдением норм, правил гигиены труда и условий рабочей среды осуществляет Санитарная инспекция.
Важную роль в организационной системе безопасности и гигиены труда на государственном уровне выполняет Совет по охране труда, состоящий из представителей правительства, работодателей и работников, депутатов и сенаторов, а также выдающихся специалистов в области безопасности и гигиены труда. Этот орган, уполномоченный Сеймом, в соответствии с Законом «О Государственной инспекции труда», должен контролировать ее работу. Важное значение в этой системе также имеют НИИ, созданные для проведения научно- исследовательских работ в этой области.
Кроме того, на уровне производства существуют различные субъекты, которые отвечают за создание надлежащих условий работы или осуществляют надзор и контроль за этими условиями. Основной такой структурой, обязанностью которой на производстве является обеспечение безопасных условий труда, является работодатель (ст. 15 Трудового комплекса), который осуществляет свои функции посредством специализированных служб безопасности и гигиены труда, и врач, обеспечивающий санитарный надзор над работниками. Кроме того, в процессе формирования безопасных условий труда на рабочем месте также участвуют сами сотрудники, а как консультативно-совещательный орган — еще и производственная комиссия по безопасности и гигиене труда.
Представительские органы, такие как профсоюзы и общественный инспектор по труду, выполняют в основном надзорные и контролирующие функции за соблюдением работодателем своего обязательства обеспечить безопасные и здоровые условия труда. Следует отметить, что право применять карательные санкции за невыполнение норм и требований безопасности и гигиены труда имеют не только государственные органы надзора за условиями труда. Квазиправовыми полномочиями наделен также общественный инспектор по труду. Он имеет право выдавать в письменном виде рекомендации по устранению обнаруженных нарушений. При этом работодатель может отказаться от выданной общественным инспектором рекомендации и обратиться к инспектору труда Государственной трудовой инспекции. Закон о социальной инспекции труда предоставляет возможность штрафовать работодателя, который не стал устранять причины нарушений, указанные в рекомендациях общественного инспектора по труду.
Источник: www.ciop.pl
|